Астрономы впервые зафиксировали свет звезды, отраженный от экзопланеты
Астрономы впервые получили отраженный видимый свет от экзопланеты

В то же время 51 Pegasi b является прототипом «горячих юпитеров», класса планет с массой порядка массы Юпитера.

Экзопланета 51 Пегаса b находится в 50 световых годах от Земли в созвездии Пегаса. Эти наблюдения также выявили новые свойства первой обнаруженной экзопланеты вокруг обычной звезды: 51 Пегаса b.

Астрономы использовали устройство для поиска экзопланет, что провести первые непосредственные наблюдения за видимым спектром света, отраженного от экзопланеты, орбита которой расположена не на фоне родительской звезды. Астрономы из Франции, Португалии, Чили и Швейцарии смогли исследовать спектр излучения с помощью инструмента HARPS. Орбиты таких планет расположены очень близко к родительским звездам.

В настоящее время наиболее широко используемым методом для изучения атмосферы экзопланет является наблюдение за спектром звезды во время прохода планеты по лику светила — так называемая трансмиссионная спектроскопия. Но есть и альтернативный подход — наблюдать систему в момент, когда звезда проходит перед планетой (естественно, это может относиться только к системам, плоскости которых наклонены к лучу зрения и поэтому транзитов не происходит). Как отмечают ученые, использование этого метода на более мощных телескопах позволит достичь еще большего прогресса в исследовании далеких экзопланет. «Если представить, что планета — это зеркало, то мы регистрируем свет звезды, который оно отражает», — пояснил «Чердаку» суть метода один из соавторов работы Нуно Сантош (Nuno Santos) из Института космических исследований в Порту. Затем они сравнивали его с реальным излучением, в котором искали слабую «копию», соответствовавшую отраженному свету.

Сигнал с планеты также легко блокируется другими мелкими эффектами и источниками шума. При столь неблагоприятных условиях успех методики, применённой к данным инструмента HARPS об экзопланете 51 Пегаса b, обеспечивает чрезвычайно ценное доказательство работоспособности концепции. «Также она позволяет оценить отражательную способность планеты — альбедо, которая предоставляет данные о составе поверхности и атмосферы планеты». Что же касается размеров планеты, то, по всей видимости, в диаметре она превосходит Юпитер. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют о том, что от этих технологий ещё рано полностью отказываться.

После этого знаменательного открытия было обнаружено более 1900 экзопланет в 1200 планетарных системах.

Научная статья группы Мартинса была опубликована в издании Astronomy & Astrophysics.