Субсидии представляют собой государственные расходы в форме перевода денежных средств (трансфертов) - предприятиям и отдельным физическим лицам в целях снижения их издержек на определенные товары и услуги или повышения - рентабельности (прибыльности) определенных видов хозяйственной деятельности. Их выплата зачастую связывается с конкретными целями использования или с определенными действиями юридических и физических лиц, которым государство оказывает финансовую помощь.
Во многих странах Европы субсидии выплачиваются предприятиям в целях поддержки нерентабельных видов производств, содействия приспособлению к новым экономическим условиям или в интересах стимулирования вывоза. Субсидии могут выделяться и домашним хозяйствам (в этих случаях, как правило, они предоставляются в виде финансовой помощи, в немецкоязычной терминологии - трансфертных платежей) или быть адресованными определенным группам, например, фермерам, пользователям государственных транспортных средств. В более широком смысле к субсидиям относят и такие государственные мероприятия, как обеспечение особенно низких процентов на кредиты, предназначенные на определенные цели (например, - внешнеторговые кредиты), или налоговые льготы (например, для ипотечных кредитов).
Поскольку субсидии - это вид государственной финансовой помощи, оказываемой домашним хозяйствам, предприятиям и учреждениям для достижения определенной, отвечающей общественным интересам цели. Политика субсидирования может иметь экономические цели (субсидии для сохранения производства, для приспособления хозяйственной деятельности или для ее развития) и социальные цели (социальная политика, стимулирование сбережений населения, политика стимулирования накопления).
В странах Европы субсидирование производства товаров, реализуемых на рынке, является вмешательством в функционирование саморегулируемого рыночного механизма и мешает ценам осуществлять их регулирующую функцию; поэтому субсидии, особенно субсидии на сохранение хозяйственной деятельности, нарушают нормы функционирования системы.
Разделение инвестиций на частные и государственные основывается на природе смешанной экономики, в которой принятие решений о составе и объеме инвестиций зависит от частных и государственных инвесторов.
В странах Европы в принципе считается, что инвестиции должны осуществляться частным сектором (частные инвестиции). В этом находит отражение представление о том, что децентрализованная рыночная аллокация факторов производства является наилучшим из возможных в этом отношении экономических механизмов.
Государство активно лишь в тех сферах экономики, где частнохозяйственное принятие решения об инвестировании может не привести к должному переливу капитальных ресурсов в желательных для общества направлениях. Это касается прежде всего сфер обороны, транспорта и связи, образования, энергоснабжения (инфраструктура). В этих сферах могут отсутствовать стимулы для частного предпринимательства из-за длительного лага и недостаточной окупаемости издержек производства, значительного риска и, следовательно, недостаточной рентабельности.
Доля государственных инвестиций в общем объеме капитальных вложений колеблется в зависимости от величины государственного сектора в смешанной экономике и от определения понятия государственных инвестиций. Из-за влияния государственных инвестиций на доходы и занятость они являются особо важным орудием - политики стабилизации, в которой немалую роль играют также и стимулы частных инвестиций (политика регулирования банковского процента, налоговая политика и т.д.). При хозяйственных решениях об инвестициях, принимаемых как в государственном, так и в частном секторах, широко применяют различные методы оценки их экономической эффективности, ранжирования, определения наилучших сроков освоения (анализ затрат и результатов).
По материалам курсов обучения бухгалтеров в ОЦ Коннессанс (г. Санкт-Петербург).