Как свидетельствуют архивные документы, в середине XV века в России были организованы первые органы пожарного надзора. Важным этапом в деятельности по охране от пожаров является издание царем Алексеем Михайловичем 30 апреля 1649 года «Наказа о градском благочинии». Документ содержал правила предупреждения пожаров, соблюдение которых являлось обязательным для всех. За их нарушение налагался штраф, а виновник пожара подвергался ссылке.
После революции 1917 года на государственном уровне впервые поднимается вопрос о необходимости профилактики пожарной безопасности. И 17 апреля 1918 года издается декрет «Об организации государственных мер с огнем». Через три года специальные комиссии при пожарных отделах, получившие название «пожарные тройки», начали проводить пожарно-технические обследования общественных зданий, промышленных предприятий, складов и других объектов. Так появились первые профилактические акции в России.
В мае 1926 года созывается Всероссийское совещание пожарных работников, на котором обсуждался вопрос о состоянии пожарной охраны и задачах личного состава службы. Народный комиссариат внутренних дел разработал и представил правительству проект Положения «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», которое было утверждено Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Советом народных комиссаров РСФСР 18 июля 1927 года. Эта дата считается началом образования Государственного пожарного надзора как самостоятельной службы. Положением устанавливался порядок образования местных пожарных органов, определялись функции центрального и местных органов пожарного надзора. Руководство пожарным делом на территории РСФСР осуществлялось органами НКВД РСФСР и НКВД АССР (автономных республик). НКВД осуществлял свои функции по руководству пожарным делом через центральный пожарный отдел Главного управления Коммунального хозяйства, начальник которого утверждался в должности наркомом внутренних дел РСФСР.
В числе возложенных на ГПН функций были:
— разработка противопожарных мероприятий в области предупреждения пожаров и их тушения;
— надзор за состоянием пожарной безопасности организаций;
— нормативно-технический контроль пожарного инвентаря, снаряжения и оборудования;
— руководство делом автоматического огнетушения и пожарной сигнализации;
— рассмотрение уставов добровольных пожарных организаций и содействие развитию пожарно-технического образования в стране.
Уже в первые годы после утверждения Положения издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах.
31 марта 1930 года был учрежден Научный пожарно-технический комитет, который взял на себя функции координации развития научной основы пожарной охраны.
Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало новое Положение «О государственном пожарном надзоре», утвержденное в 1936 году.
В соответствии с ним на Главное управление пожарной охраны НКВД СССР были возложены функции по разработке нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности, осуществлению мероприятий по контролю, подготовке заключений по проектам и типам противопожарного оборудования и ряд других. Данное Положение действовало без изменений более 40 лет.
С первых дней Великой Отечественной войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Сотрудники ГПН проводили обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организовывали противопожарную защиту зданий и сооружений. Многие из них отдали свои жизни в борьбе с огнем в годы великой отечественной войны и в мирное время.
Для оказания помощи сотрудникам ГПН в 1945 году были созданы первые подвижные пожарные лаборатории в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска.
В 1947 году был образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства.
Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало вступлению СССР в 1958 году в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров (CTIF).
В 70-е годы широкое распространение получила пожарная автоматика. За короткий срок более 2 млн объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров.
В начале 90-х годов 20 века в результате изменения форм собственности предприятий был утерян статус многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, в результате резко снизилась эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора.
Реакцией на сложившуюся ситуацию стало принятие ряда законодательных актов, положивших основу формирования единой системы обеспечения пожарной безопасности. Однако экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законопроектах положений и норм.
Новым этапом в области технического регулирования по вопросам пожарной безопасности становится разработка и принятие в 2008 году Федерального закона № 123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Принятие общих норм пожарной безопасности в форме технического регламента позволило снять существующие противоречия и установить чёткую систему взаимоотношений собственников объектов противопожарной защиты и надзорных органов, а также почти в 10 раз сократить объем ранее существовавшей нормативной базы в области пожарной безопасности.
Важным элементом в системе контроля за обеспечением пожарной безопасности явились изменения, внесенные в федеральное законодательство. Впервые с 2001 года проверкам подлежат не юридические лица, а объекты защиты. Данное обстоятельство позволяет обеспечить контроль за всеми элементами противопожарной защиты объектов в комплексе, что позволит обеспечить безопасность всех граждан в случае возникновения пожара.
Изменения в административном кодексе Российской Федерации позволили от увещеваний перейти к реальным мерам воздействия на должностные лица, для которых исполнение требований, связанных с безопасностью людей, было только красивыми словами.
Благодаря принятым мерам в последние годы обстановка с пожарами в Российской Федерации имеет положительную динамику, направленную на снижение количества пожаров и последствий от них.
Поводя итог многолетней деятельности, можно с уверенностью сказать, что сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России — современная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня.
На сегодняшний день в России свыше 14 тысяч сотрудников государственного пожарного надзора контролируют обеспечение пожарной безопасности на промышленных и гражданских объектах.
Ежегодно проводятся проверки противопожарного состояния сотен тысяч зданий и сооружений, ведется большая профилактическая работа со всем категориями граждан нашей страны. Как итог такого комплексного подхода к вопросам обеспечения пожарной безопасности — предупреждение тысяч пожаров, а значит — сохранение жизни и здоровья десяткам тысяч людей.
Источник: МЧС Ненецкого АО16.07.2013 23:19
Понравилась новость? Будем признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях!