Сенатор верхней палаты российского парламента от Ненецкого округа Юрий Бирюков в прошлую пятницу, 14 ноября посетил Нарьян-Мар, чтобы встретиться с главой региона Валерием Потапенко и согласовать проект решения выездного заседания Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, которое прошло в ненецкой столице 17 октября, сообщает пресс-служба Администрации НАО. Напомним, тогда обсуждались возможности использования механизмов частно-государственного партнерства для привлечения инвестиций в освоение районов добычи полезных ископаемых, реализация крупных проектов на территории НАО. В частности, сенаторы назвали реконструкцию аэропорта поселка Амдерма, строительство двух железных магистралей Воркута – Усть-Кара, Сосногорск – Индига, а также морских портов в Индиге с погрузочным терминалом углеводородов и в Амдерме с угольным морским терминалом. Кроме того, необходимой признали продление железнодорожной ветки Воркута – Усть-Кара до Амдермы. Это вовлечет в разработку месторождения твердых полезных ископаемых восточной части НАО и Республики Коми.
- Строительство порта в Индиге и нефтепровода к этому поселку от Харьягинского месторождения позволит существенно увеличить нефтедобычу, - отметил Валерий Потапенко, - а возможное в перспективе строительство трубопровода от Индиги до экономически оправданных зон континентального шельфа существенно снизит экологические риски, связанные с интенсивным движением крупнотоннажных танкеров особенно в ледовый период. В проекте решения мы подчеркнули значимость завершения строительства дороги Нарьян-Мар – Усинск. Она даст толчок к развитию газодобывающего комплекса Тимано-Печоры и будет способствовать решению проблем энергодефицита в Коми.
- Отсутствие единого подхода в создании транспортной инфраструктуры, - считает Юрий Бирюков, - ослабляет возможность эффективного использования механизмов частно-государственного партнерства. У сенаторов вызывает недоумение позиция Минрегиона России, который, несмотря на неоднократные обращения Комитета по решению конкретной проблемы выделения жилищных субсидий жителям Амдермы, вместо принятия мер предлагает ликвидировать поселок. При этом не учитывается то, что федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России» в 2013 году предусматривается реконструкция аэропорта в Амдерме. Поселок должен стать опорным транспортным узлом в Арктической зоне Российской Федерации.
- Еще одно важное предложение, - комментирует документ сенатор Бирюков, - которое улучшит экономическую ситуацию в регионах: закрепить в условиях конкурсов и в лицензионных соглашениях участие недропользователей в социально-экономическом развитии субъектов РФ, а также обязать компании регистрировать дочерние предприятия непосредственно на территории производства работ. Последнее позволит регионам, где производится добыча полезных ископаемых, получать существенные налоговые платежи.
Отдельный блок документа посвящен социальным сферам жизни северян. Это и компенсация проезда пенсионеров к месту отдыха, и обеспечение лекарственными средствами отдаленных населенных пунктов. Согласованный проект решения для рассмотрения на днях будет направлен в Правительство Российской Федерации.