Транспортное освоение районов Заполярья России, в том числе и Ненецкого автономного округа, было и остается одной из самых крупных проблем федерального значения. Об этом говорилось на заседании руководящего Комитета Баренцева-Евроарктического транспортного региона (БЕАТР) и конференции «Развитие транспортной инфраструктуры в регионе СБЕР», прошедших с 22 по 25 апреля 2008 года в Мурманске.
Многие годы исследовались вопросы использования Северного морского пути, обеспечение выходов к его побережью железнодорожных магистралей, различных «дорог к ресурсам» и линий для внедрения районов Севера в транспортную сеть страны.
Ненецкий автономный округ – сейчас это единственный субъект федерации, расположенный в европейской части России, не имеющий автомобильного и железнодорожного сообщения с другими субъектами Российской Федерации.
В планах округа - завершение строительства автодороги 70 км от столицы региона в республику Коми и строительство автодороги в западной части округа в Архангельскую область. Также для освоения территории представляет важный момент сооружение автодороги от Воркуты к побережью Карского моря в рамках проекта газопровода Ямал - Западная Европа, которая пройдет через Уральский хребет вдоль восточной границы округа.
Одобренная Президиумом Госсовета РФ и утвержденная Правительством в 2007 году «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» предусматривает в НАО прокладку двух магистралей из республики Коми к побережью Северного ледовитого океана. Одна пройдет от Воркуты до поселка Усть-Кара 210 км, другая от г. Сосногорск до п. Индига 610 км. Начало строительства 2020 год. В рамках «Стратегии…» получает развитие железнодорожные сети и наших восточных соседей. Таким образом, создается транспортный каркас на обширной территории Заполярья – пять новых веток в Ямало-Ненецком округе (начало строительства 2009 г. и далее до г. Норильска.
Развитие железнодорожного сообщения в Заполярье требует параллельного развития нового многофункционального глубоководного морского порта на побережье Баренцева моря. Этому процессу должно уделяться особо важное внимание. В ряде докладов, фигурировал порт Индига и железнодорожные направления как в НАО, так и широтные магистрали в соседних заполярных регионах – Ямало-Ненецком и на севере Красноярского края.