378 листов карт и текстовых описаний уникальных материалов, относящихся к межеванию Архангельской губернии, сшиты в три внушительных тома in folio (в большом формате). Точно так же, на три части, атлас был разделён и в 1797 году — «для уютности». В противном случае огромный, почти 50-ти килограммовый фолиант был бы попросту неподъёмным. Внушительный вес, точнее — значение, этот атлас имеет и в отечественной истории.
Рукописный атлас Архангельской губернии — подлинное произведение искусства и выдающийся памятник отечественной картографии. Он действительно уникум в сравнительно небольшом ряду себе подобных по нескольким причинам: во-первых, впечатляющий для рукописного атласа объём; во-вторых, наличие в нём панорам — видов Архангельска, уездных городов и наиболее значительных монастырей; в-третьих — неоспоримые художественные достоинства карт: рисованные картуши, изображения кораблей, гербов и видов городов.
История создания атласа относится к заключительному этапу многолетней работы по генеральному межеванию территории Российской империи, производившемуся по единому плану и охватившему большую часть Европейской России. Основные принципы генерального межевания были обнародованы в манифесте Екатерины II 19 сентября 1765 г. и потом подробно разработаны в распоряжениях и инструкциях межевым органам. Кроме планов и карт, землемеры составляли также и текстовые описания обмежеванных территорий — экономические примечания. В течение XVIII века амбициозный проект по инвентаризации земель Российской империи охватил тридцать две губернии, из которых в двадцати трёх межевание было закончено к началу XIX века. Впоследствии все материалы, полученные в результате работы землемеров, находили отражениях в губернских атласах.
Второе рождение атласа Архангельской губернии стало возможным благодаря совместной работе издательства «Альфарет» и Российского государственного исторического архива. Также были сделаны копии ещё пяти рукописных межевых атласов — Тобольской, Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Пермской губерний.
Представленный в атласах объём информации поистине грандиозен. В своё время географические, исторические, этнографические, статистические и экономические сведения, отраженные на картах и представленные в текстовых описаниях, дали возможность российским правителям узнать, как и чем живут отдаленные провинции огромной страны, а для современного исследователя все эти материалы ценны вдвойне. Впрочем, ещё одна его удивительная особенность атласов — способность заинтересовать не только историков, краеведов и коллекционеров. Человек, хоть раз погрузившийся в картографическое произведение прошлого, знает, насколько захватывает созерцание жизни отдельных территорий в их исторической ретроспективе. Крупный масштаб съёмки даёт возможность «прогуляться» по улицам губернских городов XVIII века, а пояснения к планам и экономические примечания позволяют «увидеть» мельчайшие особенности жизни той эпохи во всех подробностях: даны сведения об уездных и безуездных городах, о географическом положении губерний, указано количество сёл и деревень, жителей, монастырей, церквей, соборов, казённых и обывательских домов, заводов и фабрик, подробно представлена речная сеть с кратким описанием рек и их притоков.
Среди прочих достоинств, рукописные атласы ценны ещё и с художественной точки зрения: текстовые элементы — названия планов, описания земель и изъяснения обрамлены декоративными рамками с растительными элементами, на планах помещены гербы городов и губерний. И не случайно новую жизнь получили атласы именно тех губерний, которые в эпоху Екатерины были наиболее населёнными. Эти атласы, как уникальные памятники отечественной картографии, географии и истории, представляют несомненную ценность для всех, кто сегодня живёт на территориях этих губерний.
Анна Горькая