В российских СМИ все чаще проскакивают новости с тревожными фразами: «из прорубей московских озер и прудов вылезла рыба» или «на реке Костроме вся поверхность воды покрыта задыхающейся рыбой». Массовая гибель рыбы или, так называемый замор рыбы происходит по причине низкого содержания кислорода в воде. Это явление не новое, но сейчас приобретает действительно угрожающий масштаб.
Эксперт-эколог Юрий Коробов комментирует ситуацию: «О заморных явлениях, то есть массовой гибели водных биологических ресурсов, часто забывают, а порой и не знают. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что водная фауна — это одна из важных частей экосистемы наших рек и озер, и последствия заморов не только губительны для рыбного промысла - некоторые виды рыб вообще могут оказаться под угрозой исчезновения.»
В России свыше двух с половиной миллионов рек, две сотни гидроэлектростанций, а 14 из них мощностью свыше 1000 МВт. Для работы этих сложных сооружений созданы плотины и водохранилища. В середине прошлого века для крупномасштабных гидротехнических сооружений требовались мощные централизованные системы водоснабжения, а на их фоне малые реки и пруды стали терять свою значимость, десятилетиями отсутствовал контроль за их экологическим состоянием. Но и крупные реки стали заложниками решения масштабных советских задач. Устойчивые экологические системы изменились из-за создания на этих реках каскада плотин, что привело к деградации водоемов и засорению прибрежных территорий.
В верховье Волги регулярно происходит контролируемый сброс воды из водохранилищ чтобы избежать весенних подтоплений, но страдает при этом рыба. Она должна сгруппироваться в глубоких местах, чтобы пережить сброс и дождаться прихода богатой кислородом и кормом свежей воды иначе рыба начинает гибнуть.
Человек тоже привносит своё пагубное влияние: паводки и дожди смывают в водоемы с прибрежных территорий химические удобрения, ядохимикаты, а также другие следы деятельности человека, например остатки нефтепродуктов. По подсчетам ученых ежегодно около 100 миллионов тонн загрязненных стоков попадает в реки и водоёмы, а часть из них не разлагается вообще.
Отсутствие современных очистных сооружений и общее загрязнение Волги являются основными причинами замора рыбы. Весь масштаб последствий можно будет увидеть уже через пять лет. Ранее регулируемый промысловый лов рыбы в верховьях Волги был «под опекой» государственных органов. Контролировались объемы вылова, а также проводились мероприятия по увеличению разнообразия видов и численности рыбы. После запрета такой рыбалки первые несколько лет все были довольны результатом: рыбы стало больше. Но дальше ситуация вновь ухудшилась, - рассказывает эксперт-эколог, председатель совета директоров АО «Берега» Юрий Коробов.
Оказывается, одновременно власти забросили как углубление, так и очистку рек. Ранее в углубленных местах можно было ловить больше рыбы, так как она скапливалась в ямах, где вода прохладнее и проще охотиться, а зимой в таких ямах можно спокойно пережить морозы. Но реки мельчали, глубокие ямы заиливались и в какой-то момент стали для рыбы местом последней зимовки. Уменьшение количества мелких речушек и коренных ручьев, пополняющих реки свежей, обогащенной кислородом водой привели к ухудшению ситуации.
- Представьте квартиру из двух комнат, предназначенную для комфортной жизни семьи из четырех человек. А если в нее набить 50-80 человек, квартира сразу превратится в убогую ночлежку, - образно характеризует ситуацию Юрий Коробов. - Так и под водой. Рыба, численность которой росла, все так же собиралась в ямах, а они с каждым годом становились все мельче. Итог предсказуем – нехватка кислорода и массовый замор.
Одним действием сегодня эту проблему не решить - требуется комплексный системный подход, - резюмирует Юрий Коробов. Эксперт предлагает разработать систему мероприятий, которая позволит сохранить биоразнообразие российских водоемов: «Для этого необходимо возобновить работы по расчистке и углублению русел рек, частично возобновить промысловый лов рыбы и мероприятия сопутствующего мониторинга. Проводить мероприятия по расчистке плотин и заторов на коренных ручьях и мелких речушках, как возникающих стихийно, так и построенных бобрами. Производить сброс воды с гидротехнических сооружений щадящим способом, который позволит рыбе не оказаться в западне. Расширить объем мероприятий по увеличению популяции рыбы. Активно внедрять и пропагандировать разумное водопотребление. Разъяснять рыбакам, вылавливающим, а буквально – истребляющим популяции, пользуясь беззащитностью рыбы, ограниченной в кислороде, что такие действия недопустимы и бесперспективны. Поощрять усилия общественников и неравнодушных граждан, направленные на борьбу с заморами. Воспитывать в гражданах России понимание того, что проблемы экологии, в том числе сохранности водных ресурсов, прямо указывают – любую человеческую деятельность нужно осуществлять с учетом безопасности для окружающей природы.»