Руководитель Института культурного и природного наследия имени Лихачева сообщил «Газете.Ru» о том, для чего эксперты его НИИ осуществляли экспертизу театральных работ Константина Богомолова, Дмитрия Чернякова, Владимира Мирзоева, а также Римаса Туминаса по произведениям Пушкина. Наоборот: эксперты, практически, говорили о том, что нужно разнообразие интерпретаций, потому что сегодня довлеет именно внеценностное, пустотное, «экспериментальное» прочтение.
На семинаре «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях» эксперты сошлись во мнении, что режиссеры искажают тексты и идеи Пушкина. «Когда вот так наша культура транслируется миру, получает премии, это катастрофа», — критикует профессор Института культуры Елена Коломийцева постановку Дмитрия Чернякова «Руслан и Людмила» в Большом театре. «Это абсолютно самоубийственная политика, которая в конце концов взорвет культурную идентичность», — цитирует ТАСС члена экспертного совета, преподавателя Литинститута, доктора филологических наук Ивана Есаулова. Из постановки убраны разрушительная и созидательная роль народа, заявляет один из экспертов, а «написанный текст вызывает аналогии с народом, который ждет, что ему делать дальше, а также народ — это быдло». Они также выразили опасение, что возвращение к практике цензурирования губительно скажется на развитии отечественной культуры. «Актуализация пушкинского текста происходила не за счет психологической разносторонности характеров, не за счет раскрытия глубинного смысла произведения, но за счет упрощения и схематизации», — констатировала эксперт.
Анализируя постановку Тимофея Кулябина «Онегин», эксперты решили, что все «происходит в отделении психиатрической больницы», отметив начало действия «имитацией бурного секса под простыне». В спектакль Кулябина включен не весь пушкинский текст, замечает Чернова, в частности, вместо сцены объяснения Онегина и Татьяна герои «просто молчат довольно долго», сама Татьяна из «простой целомудренной девушки превращена в фурию», да к тому же курит, Онегин предстает «в трусах», а Ольга — «в окружении фотографов». В том же Новосибирске имеется ведь не только «Красный факел» с «золотомасочным» «Евгением Онегиным» режиссера Тимофея Кулябина, рассчитавшийся на тех, кому — по мнению режиссера — «все равно, великое произведение „Евгений Онегин“ либо нет, можно над ним надругаться или нет». На деньги налогоплательщиков ставить вот такое, когда после показа остается ощущение грязи и полного омерзения, это просто преступление. Вахтнагова. Эксперта возмутило отношение режиссера к пушкинскому тексту. «Когда при декламировании „Москва!“»
«"(Заставить режиссера) относиться, как Пушкин, с любовью к России, мы не можем — это была бы цензура. «Наша обязанность — обеспечить научную поддержку государственной культурной политике».
Автор книги «Пушкин и христианство» Ирина Юрьева отметила, что вышеперечисленные режиссеры с таким отношением к Пушкину занимаются «самоотрицанием нации».