Ученые отмечают, что «сезонные» гены показали зеркальную активность у людей, проживающих в разных полушариях, а у жителей Исландии различия в их работе в разное время года оказались заметны менее всего.
На основе проведенных исследований, группой международных ученых было установлено, что работа генов на прямую зависит от текущего времени года. Это могло бы объяснить, почему сезонный эффект был слабее у людей из Исландии, где крайне длинные летние дни и короткие темные зимние дни могут нарушить этот процесс. Добровольцы, которые проживали северном полушарии, не имели подобных трудностей. Исландцы знакомы не понаслышке с понятиями «полярный день» и «полярная ночь», и потому у них не нашлось сезонозависимых генов, считают учёные. Для жителей южного полушария наблюдается обратная закономерность, то есть иммунная система наиболее активна с июня по август. Ученые полагают, что это связано с тем, что организм тратит все ресурсы на борьбу с инфекцией и воспалительными процессами. Сердечные приступы также более вероятно случаются зимой, причем со смертельным исходом.
В рамках своей работы профессор Тодд и его коллеги пришли ещё к одному интересному выводу. В экваториальной зоне активность генов больше связана с сезонами дождей, когда активизируется малярия и другие заболевания.
Наибольшая активность иммунной системы у европейцев и австралийцев в зимнее время авторы исследования объясняют тем, что инфекции наиболее активно распространяются именно в холодные месяцы. Наша иммунная система может быть одним из многих механизмов, которые меняют в зависимости от сезонности, говорят исследователи.
«Сезонное изменение состояние иммунитета — это любопытное открытие».