Сцепление шины на твердой поверхности асфальта или бетона происходит за счет взаимного соприкосновения поверхности шины (www.autoboots.ru) с очень маленькими неровностями дорожного покрытия. После появления влажности на дороге, образуется пленка из жидкости и мелких частиц, которая становится разделительной полосой между дорожным покрытием и шиной. Ослабляются сцепные качества колеса.
Если рассмотреть приведенный ниже рисунок, то можно увидеть некоторые моменты движения шины. На сухой дороге величина «С» показывает площадь соприкосновения шины с дорожным покрытием. Это видно на рисунке «А». Когда поверхность дороги влажная, то эта величина уменьшается на коэффициент d, так как образуется так называемый водяной клин, как видно на рисунке Б. Он возникает из воды, которая выдавливается из-под колеса во время движения. Если увеличивается скорость движения, то увеличивается объем вытесненной воды. Соответственно увеличивается водяной клин, увеличивается давление на шину и она приподнимается над покрытием дороги. В момент увеличения скорости до максимального значения, между шиной и плоскостью дороги появится непрерывный слой воды, как видно на рисунке «В». В этом колеса потеряют контакт с дорогой, и автомобиль станет неуправляемым. Этот процесс называется аквапланированием.
Когда автомобиль попадает в аквапланирование, он движется в определенном направлении, не реагируя на повороты руля и попытки маневрирования, до тех пор, пока не уменьшится скорость движения и не снизится водяной клин под колесом. Если произошла такая ситуация, то не надо пытаться справиться с ситуацией, тормозить или крутить руль. Когда скорость движения автомобиля снизится и уменьшится водяной клин, снова появится контакт колес с дорогой. Иначе автомобиль может занести или резко кинуть его в сторону.
Но не стоит забывать, что аквапланирование отличается от скольжения. Скольжение – процесс частичной потери сцепления с дорожным покрытием, возникающий на любой скорости из-за образования водяной пленки на дорожном покрытии. Это явление чаще всего возникает при резком торможении и повороте, когда автомобиль начинает заносить. Очень опасна водяная пленка, смешанная с пылью, маслами, снегом, остатками топлива, возникающая во время туманов или только начавшегося дождя. При усилении дождя, потоки воды смывают разные загрязнения, и сцепление шин с дорожным покрытием улучшается.
Аквапланирование может появиться в любой момент. Часто оно возникает в момент въезда с сухой поверхности дороги в большую протяженную лужу на высокой скорости. Стоит избегать во время сильного дождя участков дороги с колеями. Также часто аквапланирование возникает в сильный дождь на очень гладком асфальте.