Не успела НК “Башнефть” начать процесс перехода в госсобственность, рассказал “Эксперт”, как почти сразу оказалась связанной многомиллиардными контрактами, предписывающими ей реализовать свою продукцию по ценам, диктуемым трейдерами, в течение всего этого года и в течение 2016 - по усмотрению трейдеров. По мнению издания, это мало согласовывается с государственными интересами.
Общая сумма контрактов, заключенных с компаниями «Эксим Групп», «Арктик Бункер», “Trubond Limited”, «Минко Энтерпрайз лимитед» и «Трейд Нафта», составляет 443 миллиарда рублей. Поскольку эта сумма составляет 88% балансовой стоимости активов компании, это прямо противоречит ее уставу, в котором оговорено, что крупные сделки (на сумму более 50% балансовой стоимости) должны согласовываться с общим собранием акционеров. К слову, “Закон об акционерных обществах” позволяет приравнивать несколько взаимосвязанных сделок к одной крупной.
Как полагают эксперты, все эти сделки были заключены в интересах одного человека – предпринимателя Михаила Голубя, который создал в последнее время вокруг “Башнефти” несколько компаний-псевдотрейдеров, а также тесно связан по меньшей мере с тремя из упомянутых компаний. Он является соучредителем и совладельцем (47,5% уставного капитала компании “Арктик Бункер”, владеет 60% уставного капитала компании “Трейд Нафта” и возглавляет российское представительство компании “Trubond Limited”. С помощью псевдотрейдеров от участия в тендере отстранялись под теми или иными предлогами лояльные покупатели, и в конкурсе побеждали аффилированные к Голубю компании. В результате они получали право приобретать продукцию “Башнефти” с серьезными скидками и реализовать ее за полную стоимость. Эту схему раскрыл изданию аналитик Илья Лушников, уточнив, что юридически отстранение от участия в конкурсе было обставлено настолько безупречно, что даже у ФАС не возникало никаких претензий.
Тем не менее, незаконный характер этой деятельности вполне очевиден. Настолько, что депутат Бабушкинского района столицы Алексей Лисовенко уже направил в Генпрокуратуру и Следственный комитет запросы о расследовании данных сделок правоохранительными органами.