Благовещение - один из 12 главных непреходящих* церковных праздников. Само слово означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей благую весть о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира. У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы.
Благовещение произошло через полгода до рождения Иоанна Предтечи и за девять месяцев до Рождества Христова. Событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни.
Праздник открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий - воплощения, земной жизни, крестной смерти и светлого Воскресения Христова.
На иконах Богородицы изображается три звезды - на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых - так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.
Духовное содержание праздника заключается в раскрытии великой тайны чудесного воплощения Сына Божьего от Девы, предреченного еще в VIII веке до Рождества Христова ветхозаветным пророком Исайей.
В этот день на Руси издревле во время праздничного богослужения совершался особый чин хлебопреломления, после чего благословленные «благодатные» хлеб и вино раздавались прихожанам. Патриарх Московский подносил хлеб самому государю, который обязательно присутствовал в этот праздник на службе в домовом соборе Кремля.
В этот день на Руси издавна существовала традиция отпускать на волю птиц. По словам священнослужителей, этот обычай символизирует стремление человеческой души освободиться от пут греха и соединиться с небом. «Родной обычай старины», как писал о нем Александр Пушкин, после революции угас и был возрожден только в 1995 году стараниями православного общества «Радонеж».
* Примечание ИА «Нарьян-Мар on-line»:
Непреходящий праздник - праздник, имеющий четкую дату, в отличие от праздников преходящих, зависящих от лунно-солнечного цикла, например, Пасха и производные от него.