Новая капиталистическая действительность приносит в нашу жизнь и новые слова, обозначающие небывалые в Советском Союзе реалии. Одним из таких терминов стало «рейдерство». Что-то из серии «киллер», «хакер» и тому подобное. Мы-то с этим явлением знакомы слабовато, а на Большой земле рейдерство цветет пышным цветом. В Северо-Западном и Южном федеральных округах это явление приобрело характер настоящей эпидемии. Эхо громких дел раскатывается по всей стране. Для журналистов центральных СМИ – это одна из самых любимых тем: и сюжет, как правило, острый, и деньги здесь крутятся немалые.
Что же это за рейдерство такое и с чем его едят? Постараемся объяснить неискушенному читателю суть этого явления понятным даже неюристу языком.
Рейдерство – это своего рода неофициальный термин, обозначающий недружественный захват предприятия. Потому как есть захват дружественный – то есть, смена собственника, происходящая по доброй воле сторон. Это может быть продажа, слияние, переход контрольного пакета акций в другие руки. Словом, все остаются довольны.
Недружественный захват подразумевает, что прежнему собственнику наносится ущерб различной степени тяжести, вплоть до того, что он просто остается ни с чем, а его предприятие с помощью отработанных схем оказывается в руках нового хозяина, как правило, до сей поры не имевшего на данную собственность никаких прав. Существуют даже многочисленные фирмы, специализирующиеся на такого рода деятельности.
Если объяснить еще проще, то английское слово «raid» переводится как «набег, налет, рейд». Так что новомодное слово рейдерство – это старый добрый отечественный «налет», а пресловутые рейдеры – это всего-навсего налетчики, правда, действующие уже по-современному, без наганов, хотя, бывает, не обходится и без этого.
Современные налетчики используют прорехи в нашем законодательстве, подкуп чиновников и судей, специфические приемы, которые не позволяют среднестатистическому собственнику успешно защищать свое имущество от посягательств со стороны искушенных в своем деле рейдеров.
Есть определенные первые признаки попытки рейдерского захвата. Например, кто-то пытается получить сведения о коммерческой деятельности и финансах предприятия, о его движимом и недвижимом имуществе. Следующий шаг – на предприятии начинается целая волна проверок со стороны государственных органов, во время которых изымаются образцы оттиска печатей и подписей ответственных лиц, любые документы и компьютеры. Одновременно в средствах массовой информации появляются резко негативные материалы о деятельности предприятия, так называемый «черный пиар» – этот термин нам тоже уже хорошо знаком. «Черный пиар» – это методы и действия по уничтожению репутации человека или компании, которые ведутся за счет скрытого финансирования в различных СМИ, проще говоря – путем покупки не брезгующих таким видом деятельности журналистов и владельцев изданий или телеканалов.
И проплачивается такая пиар-кампания с определенной целью – негативно воздействовать на общественное мнение. К тому же – отключить на время административный ресурс или, наоборот, стимулировать его проявление. Опять же, говоря проще, убедить соответствующих чиновников отказаться от поддержки атакуемого предприятия или же, наоборот, активно подключиться к этой атаке. Специалисты считают, что в большинстве случаев рейдерский захват происходит при непосредственном участии лиц государственного аппарата.
Есть еще одна цель пропагандисткой шумихи. В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» за прокурорами закрепляется обязанность проводить проверки на основании сообщений в СМИ. Рейдер платит за публикацию, а предприятие захлебывается в многочисленных проверках. Естественно, при этом защитные механизмы резко ослабевают и налетчики имеют возможность заниматься своим черным делом без особых помех.
К тому же во время рейдерской атаки на предприятие используются такие приемы, как заведение уголовных дел на директоров и главных бухгалтеров предприятий, инициация депутатских запросов. Что скрывать, в наше время за определенные деньги можно купить и такие услуги.
«А куда же смотрит закон?» – справедливо спросите вы. Что греха таить, закон у нас все еще неповоротлив и допускает неоднозначные трактовки, которые можно использовать почти произвольно. Примечательно, что Президент РФ Дмитрий Медведев, только вступив в должность, одним из первых поручений правительству поставил задачу подготовить пакет документов по поддержке малого и среднего бизнеса, где среди прочего затрагивалась и рассматриваемая нами проблема.
Власти различных уровней постоянно пытаются решить проблему недружественного захвата предприятий, принимая соответствующие законы, но изобретательность рейдеров опережает законодательство. К тому же, как уже говорилось, любой закон может быть перевернут в пользу захватчика. Обычно это связано с тем, что формулировки закона содержат слишком много общих определений и могут трактоваться в зависимости от «внутреннего усмотрения» судьи. А на это «внутреннее убеждение», как показывает практика, очень даже можно повлиять с помощью административного или финансового ресурса.
В подавляющем большинстве случаев атаке подвергаются именно успешные компании и предприятия, собственность которых служит лакомым куском для захватчиков, которые преследуют весьма простую цель – поживиться за чужой счет. Меньше всего они думают об эффективности, тем более – об интересах простых тружеников, хотя во время пиар-кампаний могут много и даже душевно говорить об этом.
Что же делать тем, кто подвергся такой рейдерской атаке? Есть много советов и рекомендаций. Но влезать в эти юридические тонкости мы не будем. Главное здесь – это активно противостоять новоявленным налетчикам, не позволяя себе расслабиться. Сами они от своего замысла не отступаются, как не рассасывается сама собой беременность, как бы горячо мы этого не желали. Так что спасение атакуемых – дело рук самих атакуемых. И удачи им в этом нелегком деле!