Вопросы утилизации бытовых и промышленных отходов, а также организации свалок – проблема актуальная не только для Ненецкого округа, но и для всей России в целом. Впервые за многолетнюю историю страны на федеральном уровне заговорили о насущных «мусорных вопросах» и начали организовывать процесс решения проблемы в рамках новой реформы.
Толчком для изменения системы утилизации стали устрашающие цифры: в стране накоплено около 100 млрд. тонн бытовых и производственных отходов, которые занимают 4 млн. гектаров земли. Ежегодно в России образуется 5 млрд. тонн отходов, они собираются на свалках, по большей части, как сообщает ТАСС, несанкционированных. Ни для кого не секрет, мы живем в огромной стране и это воспитало в нас определённое отношение к своим территориям: люди сбрасывают мусор где придётся, абсолютно не учитывая потерянной площади земли и вреда, нанесённого экологии.
В связи с обозначенными проблемами остро встал вопрос их устранения. Для этого, во-первых, было принято решение по созданию новой схемы раздельного сбора и утилизации отходов. То есть, все регионы должны были составить свои схемы обращения с мусором, включающие всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количества мусора с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. А во-вторых, передать работу по обращению с отходами от управляющих компаний региональным операторам. Отмечу, что сейчас плата за вывоз отходов устанавливается управляющей компанией, в случае передачи полномочий региональным операторам услуга по сбору и утилизации мусора будет оценена по новому тарифу. Как объяснили в Минприроды, в установлении новой системы оплаты сбора и переработки мусора есть свои достоинства: система тарифов будет прозрачной, плата станет одинаковой для каждого жителя определённого субъекта, местные власти смогут устанавливать предельную стоимость услуги. В идеале - региональные операторы будут направлять собранные по тарифу средства на развитие системы по обращению с отходами. По задумке инициаторов проекта, регионы должны были подготовиться к реализации новой реформы к 1 января 2017 года, но не тут-то было. К обозначенному сроку только 13 из 85 субъектов России смогли разработать и создать условия для реализации новых норм по работе с отходами.
Но как же с этой проблемой обстоят дела в Ненецком округе и в Заполярном районе в частности? На этот вопрос нам ответил начальник отдела ГО и ЧС, охраны общественного порядка, мобилизационной работы и экологии администрации Заполярного района Андрей ИЖЕМЦЕВ:
- В связи с изменением окружного законодательства, полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами были переданы на региональный уровень власти. Однако Заполярный район активно участвовал в работе и взаимодействовал с окружными органами в вопросе разработки проекта. Конечно, в процессе создания новой схемы переработки отходов не последнюю роль сыграли особенности региона, которые нельзя игнорировать – это отсутствие сети автомобильных дорог, малонаселённость территорий, большие расстояния между населёнными пунктами, суровые климатические условия, большое количество водных объектов. Все эти условия осложняют не только фактическую работу, но и создание адекватной, реализуемой системы по утилизации отходов. В связи с этим наши коллеги из Ямало-Ненецкого автономного округа проявили инициативу и собрали со всех регионов Арктической зоны предложения по внесению изменений в законодательство в сфере обращения с отходами и предоставили их федеральным властям, чтобы последние, в свою очередь, могли пересмотреть указания закона «Об отходах производства и потребления» в условиях многих ограничений, в которых придётся работать региональным операторам по сбору и утилизации мусора. На данный момент в Ненецком округе подготовлены все необходимые проекты документов для реализации государственной политики в сфере утилизации мусора. Разработана и утверждена территориальная схема обращения с отходами. Следующим этапом идёт выбор регионального оператора посредством конкурса. Победивший оператор будет исполнять свои обязанности в течение 10 лет. Такой длительный срок позволит исполнителям планировать работу на перспективу и устанавливать невысокие тарифы. Но требования к проведению процедуры конкурса среди операторов ещё не утверждены на федеральном уровне. Как только региональная власть получит одобрение проекта и все необходимые нормативы, совместно с муниципальными органами начнется работа по реализации мер по сбору и утилизации отходов.
Оценив готовность регионов к проведению реформы, Правительство страны растянуло сроки её реализации ещё на 2 года. 13 субъектов Федерации, которые успели подготовить новые схемы переработки мусора в срок, получат государственную поддержку и приступят к работе с учётом новых мер. На основании их деятельности федеральная власть планирует исправлять неточности принятого проекта, добавлять необходимые нормы и создавать максимально комфортные условия для реализации «мусорной реформы».
Анна Стукалюк