Идеальная работа – это когда человек на своем месте и делает свое дело: развивается как личность, улучшает свои навыки, раскрывает способности, применяет знания и приносит пользу обществу. А каким должен быть идеальный работодатель?
«Семья», хорошая зарплата и соцпакет
Мы провели небольшой опрос. Сразу стоит отметить, что большинство людей в первую очередь говорят о том, что идеальная работа – это страсть, любимое дело, помноженное на самореализацию, признание, пользу обществу и достойный заработок. При этом такая работа должна не быть в тягость – то есть при небольших энергозатратах давать отличный результат и, кроме того, не высасывать соки из человека, а, напротив, подпитывать его и вдохновлять. Понятно, что часть этих пожеланий зависит от самого человека, его выбора и смекалки. Однако ряд ключевых моментов может обеспечить место работы – организация, в которой вы работаете, а точнее – ваш работодатель. Если он идеальный, конечно.
«Идеальная работа – та, на которой человек реализует все потребности по пирамиде Маслоу – безопасность, признание и так далее, – говорит психолог Марьяна Кашарян . – Тогда не нужно никакое принуждение. Компания станет сама по себе важна и привлекательна для сотрудника».
«Часто зарплату «эйчары» называют «компенсацией», – подтверждает слова психолога Дмитрий Сухой , – а компенсация чего? Нервов, потраченного времени, недостатка общения с родными и любимыми? Для меня идеальная компания – та, что ничего не будет компенсировать, потому что работа в ней – часть моей жизни. То есть зарплата будет оценкой моего труда, а не «компенсацией моей потерянной жизни». Никакой жертвенности тут не должно быть. Конечно, идеальная компания – своя компания. По крайней мере, хотя бы идеологически она должна быть своей – то есть чтобы твои цели соприкасались с ее целями, чтобы вы шли в одном взаимовыгодном обеим сторонам (нее только в денежном смысле) направлении. Я за то, что главенствовал принцип не «я тебе – ты мне», а – «мы вместе».
«У меня вроде все есть: зарплата достойная, бонусы, страховка, фитнес с английским у нас корпоративные, обеды со скидкой, полеты бизнес-классом, загранкомандировки, – рассказывает бизнес-консультант Илья Федоров . – Работаю в международном холдинге уже четыре года, и чувство – что ты винтик в огромной машине, шестеренка. А хочется, чтоб это была не огромная корпорация из людей-винтиков, а компания, напоминающая семью, большую семью или компанию товарищей».
Конечно же, важный момент – зарплата, так как хлеб и масло каждый день всем нужны независимо от других предпочтений. Во-первых, заработок должен быть достаточно высоким, во-вторых – белым, в-третьих – фиксированным с регулярной индексацией. «При этом очень важна бонусная практика, – говорит Виталий Смешков . – И чтобы бонусы зависели от сложности проекта». Периодические премии к праздникам или ежеквартальные – тоже в мечтах среднестатистического работника.
Насколько важен социальный пакет? Это зависит от того, что он включает. В идеале – полная медицинская страховка, включающая стоматологию с протезированием, оплата мобильной связи (фиксированная ежемесячная сумма, соотносимая с реальными рабочими затратами), оплата расходов на транспорт (топливные карты), фитнес, бассейн. «Можно, в конце концов, спорт, тренажерку, плавание со скидкой – я бы ходил даже за полцены, – говорит проект-менеджер Виктор Верещагин . – Более того – так сложнее было бы отказаться, ведь все мы падки на халяву. (Смеется). Таким образом компания еще и приучала бы своих сотрудников к здоровому образу жизни, а это создавало бы ей здоровую репутацию, согласитесь!»
Руководство, детская тема и рост
Один из ключевых моментов – руководство. Руководитель задает стиль общения, создает атмосферу – он должен быть не просто профи и хорошим управленцем, в идеальной компании это – мудрый и спокойный лидер во всем плюс понимающий учитель. «Мне важен стиль руководства, – он должен быть демократичным, – говорит журналист Евгения Шнур . – Я по натуре не умею подчиняться, я могу только сотрудничать. Мы не в армии. Если сотрудника приходится принуждать, заставлять, угрожать – это уже просчеты руководства. При этом начальство не должно дергать каждые пять минут. И заставлять заниматься не своими обязанностями (даже если я это умею). Разве только за отдельную доплату. Руководитель в идеальной компании должен быть реалистом и сам трудиться так, чтобы быть примером для коллектива. И должна быть обратная связь! То есть раз в квартала или полгода – опрос сотрудников на разные темы. Чтобы народ имел свой голос. Если плохие отзывы – обсуждаем на собрании. Если начальник отдела так плох, что все против него – решаем вопрос».
«Диктат и хамство – неприемлемы! – категорично высказывается инженер Артур Сафин . – Никаких переходов на личности со стороны начальства, никакого гнобления!».
«Руководитель не должен общаться совсем панибратски, но при этом не возвышаться над остальными, – считает клерк Дмитрий Смутьянов . – Он должен быть партнером. Не начальником – руководителем! Но при этом в меру строгим и непременно объективным, справедливым. Он должен не забывать поощрять сотрудников морально – ведь это многих стимулирует даже больше, чем рубль!»
Диктат в отношении руководства к внешнему виду сотрудников тоже не нужен. «Дресс-код – только минимально деловой, если профессия того требует, – считает Марина Штопан . – В остальном – никаких принуждений. Даже если идеальная компания – это банк, то не нужно заставлять женщин париться в колготках в 30-тиградусную жару. Утомленная, перегревшаяся, потная девушка куда хуже в работе с клиентами, нежели девушка без колготок».
«Понимание руководства, что такое нормированный день, – говорит секретарь Светлана Кичаева . – Если остаемся после работы не по своей вине – доплата, обязательная!»
Естественно, идеальная компания должна помнить о том, что помимо работы у ее сотрудников есть семьи и дети, благополучие которых напрямую влияет на работоспособность и общий настрой работника. «Поскольку я натерпелась от разных работодателей, то скажу, что мне важно лояльное отношение руководства к материнству и семьям сотрудников, – говорит молодая мама Ирина Жбатова . – В американских компаниях есть даже дневные садики – детские комнаты – для детей сотрудников! Это же так здорово, и расходов немного. Достаточно нанять одну хорошую, профессиональную няню. Кроме того, важно, чтобы тебя не терроризировали за то, что заболел ребенок и ты просидела дома несколько дней».
«Больничные, отпуска в даже просто хорошей компании должны соблюдаться по закону, – поддерживает специалист по клинингу Мария Туканец . – И декретный отпуск, разумеется».
Профессиональный рост сотрудников – одна из целей идеальной компании. «Я считаю, что любая уважающая себя компания должна организовывать обучение своих сотрудников, если хочет, чтобы они были заинтересованы в работе на нее, – говорит Геннадий Петросов . – А уж идеальная – и подавно. Как минимум – повышение уровня знания английского и периодическое повышение квалификации. Плюс нужно предложить сотрудникам подумать, чему бы они хотели научиться, что могло бы найти применение в их профессиональной деятельности. Я – дизайнер, но был бы рад пройти хорошие фотокурсы, например. При этом идеальная компания не должна связывать никакими договорами вроде: отучился за счет компании – года два обязан в ней проработать. Потому что такая перестраховка может быть только там, где в остальном все плохо и остается только принуждать, завлекать».
Интересно, что карьерный рост не всегда и не всем приносит счастье. «Важно понимать, что есть специалисты-управленцы, а есть – профессионалы своего дела, – говорит программист Егор Викторов . – В некоторых профессиях так получается, что вроде человек в карьере растет-растет, занимаясь своим делом, а потом дорастает до управленца. Но не всем это по душе. Тем не менее многие идут если не из-за амбиций, то из-за более высокой зарплаты. Но ведь это неправильно! Например, моя невеста – журналист, и дело свое любит. Однако периодически дорастает до редактора и ей становится скучно. Особенно управлять сотрудниками, так как тогда не остается времени на журналистскую деятельность. Но журналист обычно не получает столько, сколько редактор-управленец. У меня в профессии – похожая ситуация, правда, все-таки в России IT-компании все больше берут пример с Запада: настоящий «гуру»-суперпрофи может получать грейд, который в денежном эквиваленте не уступает управленческому. Мне вот, например, совсем не хочется идти в руководители групп и филиалов, в проект-менеджеры – я люблю программировать. В России же очень часто при таком подходе ты никогда не будешь получать нормальной зарплаты, приходится выбирать: либо продолжать радоваться делу, которое делаешь, либо идти «наверх» за деньгами. Так вот в идеальной компании должно быть разграничение понятий профессионализма в своем деле и умения управлять: не каждый отличный специалист – а тем паче творческий – может и хочет становиться хорошим управленцем!»
Комфортная дружная атмосфера
«Свободный график в зависимости от профессии, – говорит художник Наталья Свербина . – Или нечто среднее между офисной работой и фрилансом. То есть между компанией и сотрудником отношения более выровненные, приближенные к партнерским. Не менее важен и сам офис – удобная мебель, анатомические кресла, стильный интерьер». «Никаких штрафов! – негодует шофер Рафик Шаримов . – Опоздания и прочее не должны караться штрафами в идеальной компании. Эти меры – сигнал, что руководство не смогло дисциплинировать коллектив и взялось за тяжелую артиллерию, дабы скрыть свои же ошибки». «Обеспечение офиса своей кухней, а также такими мелочами, как кулер, кофемашина и тому подобное», – уверен менеджер по рекламе Игорь Сохин .
«Корпоративная этика быть должна на высоком уровне, и атмосферу должны создавать руководители и кадровая служба, – считает бухгалтер Оксана Ляхова . – Мне важны дружеские отношения в коллективе, без зависти и с взаимозаинтересованностью в росте всей команды. Без всяких подковерных интриг и стукачей. А в развитии хороших отношений в коллективе большое значение имеют креативные корпоративы и самодеятельность. Специалисты по кадрам в идеальной компании обязаны помогать новичкам вливаться в коллектив, а также следить за тем, чтобы не появлялись всякие интриганы и смутьяны».
«Идеальная компания хотя бы раз в год должна не скупиться на выездные корпоративные мероприятия, – считает Юлия Самшитова . – За границу. Например, семинар в Альпах, корпоратив в Греции…»
«Естественно, для комфортной работы – в идеале! – человеку нужны соцподдержка, обратная связь, перспективы роста, повышение личной эффективности, некоторая автономия и разнообразие, – говорит психолог Марьяна Кашарян . – Также необходимо повышать внутренний настрой каждого работника. Здесь не обойтись без тренингов, совместных веселых мероприятий с командными играми, взаимопомощью (и хорошо, если инициатива исходит от руководства или службы по персоналу). Энтузиазм, благодарность, радость – это все «топливо» для успешного хода компании. Здоровье – тоже важный, разумеется, аспект, поэтому идеальной компании нельзя скупиться на такие невероятно полезные мелочи, как абонемент в бассейн».
Впрочем, образ идеальной компании может оказаться довольно зыбким – не на всех угодишь: «Может быть и так: дружный коллектив, понимающий босс, хорошая зарплата, но – надоело! – говорит редактор Антон Печин . – Ведь – «обязаловка». А юрист Юрий Переселенцев вообще считает так: «Всегда что-то будет казаться не так, пока мы сами не ответственны за это напрямую. К тому же работа на кого-то – это все-таки рабство, к тому же вдохновение рабов не любит. Поэтому, товарищи, идеальная компания – это своя компания!»