В начале апреля состоялся очередной ежегодный съезд Ассоциации российских банков (АРБ). Обсуждая перспективы потребительского кредитования, банкиры обратили внимание на две основные тенденции, которые в ближайшее время будут задавать тон на рынке. Основной потенциал развития (в сфере различных видов розничного кредитования) сосредоточен в сегменте нецелевых потребительских займов и кредитных карт. При этом число качественных банковских заемщиков постепенно сокращается, и сектор наращивает риски излишней перекредитованности наших сограждан.
Фактически сегодня мы наблюдаем появление пресловутого «мыльного пузыря» — расширения объемов кредитования на фоне ухудшения качества обслуживания кредитов. По понятным причинам это не могло остаться без внимания регулятора. Банк России еще в прошлом году предупреждал банковское сообщество о возможности возникновения подобной проблемы. Одними предупреждениями дело не ограничилось — Центробанк принял меры, чтобы банки утратили вкус к рискованному, но высокомаржинальному розничному кредитованию. Самые серьезные последствия для рынка подразумевают вступающие в силу с 1 июля этого года изменения в расчете норматива достаточности капитала. Иными словами: чем более высокую ставку по потребительским кредитам будет предлагать банк, тем большим будет для него коэффициент риска. Следовательно, таким кредитным организациям необходим достаточно большой объем собственного капитала для соответствия нормативам.
Аналитики рынка убеждены: данные новации приведут к тому, что розничные банки (а именно на них в первую очередь ориентированы будущие изменения в расчете нормативов) будут вынуждены пойти на некоторое снижение ставок. Но сделать это банкиры смогут, лишь одновременно ужесточая требования к кредитоспособности потенциальных заемщиков. В оценке же перспектив клиента оформить займ на карту большую роль играет его существующая кредитная история. Именно поэтому еще один участник рынка — Бюро кредитных историй (БКИ) — заранее готовится к изменению правил игры, уже предлагая банкирам помимо «обычных» факторов дополнительно рассматривать такой аспект, как социальное окружение берущего в долг. Если эта услуга станет распространенной, то в скором времени на решение банка о выдаче кредита может напрямую повлиять активность гражданина в социальных сетях.
Понравилась новость? Будем признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях!