Основным принципом мультилифтов является легкость съема и скорость установки кузова или другого сменного модуля на автомобиль, при помощи которых он целиком меняет свою основную функцию. Так, к примеру, контейнеровоз может стать автобетономешалкой, а затем - поливомоечным авто или загрузчиком сухих смесей.
Схема работы с мультилифтом:
- Поднятие груженого кузова;
- Установка кузова на транспорт;
- Разгрузка кузова самосвальным способом или спуск на соответствующий участок земли.
Совершенно каждый отдельный мультилифт-автомобиль может разгружать кузова самосвальным методом. Главное же отличие мультилифтов - способность спускать и поднимать с транспорта уже загруженный кузов или другое сменное оборудование, которое было смонтировано на универсальном подрамнике.
Мультилифт предоставляет решение для трех основных моментов транспортировки:
- Сокращение простоя во время погрузки. Автомобиль может оставить кузов на месте погрузки на несколько часов или дней. В это время, он может использоваться для перевозки других кузовов. После этого, автомобиль возвращается на место погрузки, поднимает на себя груженый кузов меньше, чем за минуту, и уезжает в рейс.
- Сезонность проводимых работ. Для выполнения сезонных работ вам понадобятся только сменные модули (поливомоечная и илососная установки, пескоразбрасыватель, гудронатор, живая рыба, загрузчик сухих смесей и прочие). Работу, тем не менее, сможет выполнять один автомобиль с одним и тем же водителем. Таким образом, существенно уменьшаются затраты на содержание парка техники и на зарплаты для водителей, если сравнивать с использованием обычных транспортных средств.
- Взаимозаменяемость достигается благодаря использованию универсального подрамника на различных сменных модулях. В случае, если автомобиль не выходит на линию или занят, то работа может быть выполнена другим автомобилем такого же типа. И в то же время, один автомобиль может быть оснащен несколькими сменными модулями.
Это главные преимущества мультилифтов в процессе транспортировки.
Существует три типа конструкций грузоподъемных захватов среди мультилифтов:
Тросовый
Данная конструкция, по сути, является подъемной, наклоняющейся рамой (так же называемой подрамником), которая шарнирно закреплена на подрамнике. Вся же конструкция смонтирована на раме основного шасси. Кузов наклоняется на 53 градуса (в самосвальное положение) двумя гидравлическими цилиндрами, которые так же поднимают надрамник под углом в 30-45 градусов, в процессе смены кузова. В передней части надрамника находится лебедка на гидравлическом приводе и двух барабанах. Во время погрузки кузова, гидроцилиндры поднимают надрамник двумя тросами, которые закреплены в специальных проушинах сменного модуля - трос продевается в канифас-блоки, после чего включают лебедку; кузов поднимается на надрамник всего за полторы минуты по специальным роликам. Потом надрамник опускается и закрепляется рычагом в положение для перевозки. Все современные российские тросовые мультилифты работают именно по такой схеме.
Плюсы: довольно легкая надстройка
Минусы: Водитель должен выходить из транспорта, чтобы зацепить или отцепить съемный кузов. В итоге, погрузка длиться 2-3 минуты. Кузов закрепляется в одной плоскости, из-за чего скорость перевозки составляет не более 40 км/ч. Так же, велика вероятность получения травм при перехлесте или обрыве троса. Более того, платформу погрузчика может перекосить при перехлесте троса.
Крюковой
Подъемная рама сконструирована подъемной балкой в форме буквы «Г» с крюковым захватом. На конце короткой стороны этой балки закреплен крюк, захватывающий кузов за специальное дышло. Балка движется по полукругу относительно конца длинной стороны, который шарнирно присоединен к подрамнику. Кузов можно поднять и загрузить на транспорт благодаря уникальной кинематике механизма рамы. После того, как грузов загружен на автомобиль, он крепится двумя фиксаторами в задней части установки с гидроприводом. В положении перевозки, крюк используется так же в качестве дополнительного крепежа.
Плюсы: Сменным модулем можно маневрировать, как полуприцепом при установке кузова в гараж, проезде через низкий тоннель или выравнивании на площадке. Кузов имеет жесткую трехточечную фиксацию в виде крюка и двух гидравлических фиксаторов. При крюковом мультилифте, транспортировка может осуществляться на скорости 60-80 км/ч. Очень быстрая погрузка - 40-60 секунд.
Минусы:Установка крюковой мультилифт существенно тяжелее по сравнению с тросовым мультилифтом.
Рамный
В отличие от остальных мультилифтов, в рамном подъемнике кузов захватывается снизу. Крюк, зафиксированный на бесконечной цепи (наподобие велосипедной), цепляет кузов в центральной точке и втаскивает на транспорт. Обычно рамный мультилифт устанавливается на мусоровозах, на которых пресс-камера с гидравлическим манипулятором установлено на машине и полностью закрытый кузов для сбора мусора снабжен сдвижной заслонкой. Так как система эксплуатации в особо грязных местах очень сложна из-за засорения погрузочных механизмов, такие мультилифты самые ненадежные в использовании. Их не производят уже долгое время.
На сегодняшний день, в Европе выпускают только мультилифты с крюковой системой, так как они наиболее безопасны.