А что думают по этому поводу наши сограждане?
Ольга Старостина, председатель городского Совета депутатов и регионального отделения «Союза женщин России»:
- Как женщина и мать считаю, что регулирование семейных отношений посредством денег не совсем верно и корректно. В первую очередь, необходимо обратить внимание на воспитательную составляющую. Именно таким образом мы могли бы повысить уровень ценностей семьи.
А как экономист могу сказать следующее. Если эти деньги пойдут на создание так называемого «алиментного фонда», о котором говорят у нас в правительстве, то, возможно, это, действительно, правильно. Но должна быть оговорка: следует учитывать, разводятся люди, имеющие детей, или не имеющие. К таким семьям должен быть другой подход.
И еще: государственная пошлина - это компенсация затрат государства на выполнение каких-либо госуслуг. Тридцать тысяч рублей для пошлины, на мой взгляд, чересчур много. Госпошлина должна компенсировать только стоимость услуги. А если мы вводим какой-то дополнительный налог на развод, то целесообразность его введения должна обсуждаться более широко, и обязательно с привлечением общественности.
Дмитрий Черняев, госслужащий, 22 года:
- Мера правильная! Больше скажу, если бы это было в моей власти, я увеличил бы размер такой пошлины до ста тысяч! Потому что это обязательно создаст общественный резонанс и, соответственно, люди начнут более серьезно подходить к институту брака. А не так, как это происходит сегодня. Женился - развелся - снова женился... Особенно это касается молодежи. Даже у нас в Нарьян-Маре я знаю множество примеров, когда играют пышную свадьбу, а через два месяца уже разбегаются. И, может быть, именно увеличение госпошлины будет способствовать укреплению брака. Просто так, ради интереса, жениться уже не будут, а только осознанно. Хотя, возможно, некоторым людям ничто не помешает жениться и развестись. В любом случае, на государственном уровне необходимо принимать меры, чтобы сократить количество разводов в стране, и тогда у нас будет больше счастливых семей.
Оксана Зенина, директор Центра «ДАР»:
- Людей от развода не удерживают ни материальные трудности, ни жилищные проблемы, которые возникают при разводе. Не удержит и высокая пошлина, потому что это - борьба с внешними проявлениями, а не с причинами. Ведь в основе «замораживания» браков на грани развода лежат и проблемы психологические.
В семейной жизни часто случаются кризисы, но не всем парам удается благополучно их преодолеть. Однако в подобном состоянии они могут просуществовать десятки лет. Введение такой меры, как повышенная госпошлина на развод, создаст только новые проблемы и не решит уже существующие. А затруднять людям жизнь, чтобы они жили как кошка с собакой и продолжали жить вместе, потому что у них нет денег, чтобы уплатить госпошлину, - это цинично и безнравственно. Во всяком случае, в семьях с небольшим доходом это может привести к откладыванию процедуры расторжения брака. У супружеских пар, которые проходят через развод, и так много проблем, поэтому создавать им новые государство не должно!
Но в целом, на мой взгляд, большого влияния на семейный уклад этот отдельно взятый закон оказать не может. Полезно, если он станет первым шагом целой цепочки системы мер по стимулированию семьи.