О получении государственных услуг в электронном виде и о предоставлении госуслуг по принципу «одного окна» говорят в стране много. Вот и в Ненецком округе достаточно активно применяются новые технологии в сфере взаимоотношений между властью и народом. Что сделано конкретно для того, чтобы мы смогли получить справку или государственное разрешение без длительного ожидания в очереди рассказывает заместитель главы Администрации Ненецкого автономного округа – руководитель Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа Игорь Кузнецов.
Игорь Кузнецов:
- Вначале, наверное, следует задать вопрос о том, что означает термин«межведомственное взаимодействие». О каких ведомствах идет речь?
- Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (210-ФЗ) межведомственное информационное взаимодействие – это осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией между органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, подведомственными им организациями и иными органами власти.
Другими словами это взаимодействие внутри государства, между всеми органами и структурами федерального, регионального и муниципального уровней, осуществляемое за счет собственных средств самим государственным аппаратом. Целью этого взаимодействия – постепенное избавление граждан и бизнес-сообщества от функций «межведомственного курьера», экономия времени и уменьшение их материальных затрат, в том числе за счет сокращения количества обращений в органы власти различного уровня за предоставлением одной услуги.
- В таком случае, следует признать, что 210-ФЗ фактически выстраивает новый порядок взаимоотношений государства и гражданина, являясь своего рода революционным документом. Как это происходит? Не может же сегодня услуга предоставляться «по-старинке» с кипой документов и согласований, а завтра – будет достаточно одного паспорта?
- Очевидно, что нет. Федеральным законом был предусмотрен переходный период и в качестве рубежа установлена дата 1 июля 2012 года. Ровно за год до этого – в июле 2011 года – Аппарат Администрации Ненецкого автономного округа был назначен ответственным за организацию деятельности по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями 210-ФЗ. Требования эти заключались в том, что с 1 июля 2012 года органам власти запрещалось требовать от заявителей предоставления документов, сведения из которых находились в распоряжении иных государственных органов. Позднее – с 1 января 2013 года – запрет был распространен на документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.
- Тем не менее, какие-то документы для получения услуг гражданин все же обязан предъявлять? Паспорт, например. Или уже нет?
- Верно. Часть документов по-прежнему не может запрашиваться в рамках межведомственного взаимодействия. Федеральным законом была установлена не только временная отсрочка для перехода на межведомственное взаимодействие, но и определен так называемый перечень документов «личного хранения», к числу которых относится паспорт, т.е. документы, удостоверяющие личность гражданина, свидетельство о браке, архивные документы, справки из учреждений здравоохранения – полный перечень установлен в части 6 статьи 7.1 210-ФЗ. Однако в ближайшее время ожидается сокращение этого перечня. Вероятно, это произойдет по мере готовности к получению сведений из соответствующих государственных информационных систем – например, региональных органов ЗАГС или ФМС России. Кроме того, закон позволяет принять перечень необходимых и обязательных услуг – в округе он установлен постановлением Администрации от 02.12.2011 № 272-п – без получения которых невозможно получить ту или иную услугу. В ряде случаев, например, требуется справка о составе семьи, которую может выдать только управляющая организация, или необходимо представить платежные документы, подтверждающие понесенные расходы для их последующей компенсации, либо нужна фотография.
- Было сказано, что Аппарат Администрации Ненецкого округа с 2011 года является ответственным за организацию межведомственного взаимодействия в округе. Прошло уже более двух лет. Какие результаты достигнуты и что в целом удалось сделать за прошедшее время?
- На протяжении последних двух лет не только Аппаратом Администрации Ненецкого автономного округа, но практически всеми органами исполнительной власти округа, администрациями города, района и поселений, предоставляющими государственные и муниципальные услуги проделан значительный объем работы. В первую очередь это касается регламентации предоставления услуг. В настоящее время все государственные и муниципальные услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами, тексты которых доступны для ознакомления, как на сайтах органов власти, так и в местах предоставления услуг, в том числе на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. В текстах регламентов специально выделены и обособлены перечни документов, которые должны запрашиваться органами власти, предоставляющими услуги, в рамках межведомственного взаимодействия у иных государственных и муниципальных структур, в том случае, если заявитель самостоятельно их не представит. Во-вторых, изменениям подверглись многие окружные и муниципальные правовые акты. В-третьих, были разработаны так называемые технологические карты межведомственного взаимодействия, программная реализация которых позволяет направлять межведомственные запросы в электронном виде. Значительный объем технической работы по созданию региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) был выполнен Комитетом по информатизации Ненецкого автономного округа. В настоящее время более половины всех государственных и муниципальных услуг в Ненецком автономном округе должны предоставляться с использованием системы РСМЭВ.
Главное чего удалось добиться – внедрить в повседневную деятельность государственных и муниципальных служащих, предоставляющих услуги, принцип использования межведомственного взаимодействия при работе с гражданами. Теперь, пожалуй, во многом от требовательности и активности самих заявителей зависит эффект и результаты применения данного принципа. Если граждане по-прежнему будут приносить в органы власти справки и документы из «соседних кабинетов», то мы не вправе будем отказать в приеме данных документов, но и активность использования системы межведомственного взаимодействия при этом не возрастет. Поэтому для претворения в жизнь и дальнейшего развития принципа межведомственного взаимодействия необходимы обоюдные усилия, как государства, так и гражданского общества. Впрочем, как и во многих других сферах общественных отношений.
Можно констатировать, что в 2013 году в округе произошел переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг и Аппарат Администрации выполнил свою «миссию» организатора этого перехода. За ним по-прежнему остаются функции методолога межведомственного проектирования, а полномочия по дальнейшему развитию и организации межведомственного взаимодействия перешли к Комитету по информатизации Ненецкого автономного округа. Например, в ближайшее время Комитетом планируется переход на обновленную систему РСМЭВ.
- Вкратце уже были упомянуты дальнейшие перспективы развития межведа. Нельзя ли рассказать об этом подробнее…
- Межведомственное электронное взаимодействие – наиболее перспективное направление дальнейшего развития всего механизма предоставления услуг. Что касается конкретики, то уже в ближайшее время будет завершено тестирование и введен в эксплуатацию так называемый «обратный» межвед – когда федеральные органы исполнительной власти запрашивают в электронном виде сведения у регионов и муниципалитетов. Очевидно, что по завершении данного этапа можно будет сказать о том, что наконец-то преодолен некий первоначальный рубеж и заложен фундамент дальнейшего развития межведомственного взаимодействия. В течение данного периода органами власти всех уровней по всей стране проделана колоссальная работа, как организационного, так и технического характера, в ходе которой получен огромный опыт – «сын ошибок трудных» – и значительные преимущества.
О перспективах сокращения перечня документов «личного хранения» уже было сказано. Необходимо лишь добавить, что сделать это возможно только после создания единых государственных информационных систем (реестров), объединяющих в себе актуальные сведения обо всех когда-либо выданных государственными органами документах и совершенных юридически значимых действиях. Все это приведет к увеличению количества сведений, предоставляемых в электронном виде в СМЭВ.
Основная цель дальнейшего развития – сокращение сроков предоставления услуг и количества представляемых документов, а также минимизация контактов граждан и представителей бизнес-сообщества с государственными органами для получения услуг. При этом будут устранены предпосылки для возможных коррупционных проявлений и снижены финансовые и временные затраты обоих взаимодействующих сторон.
Источник: Администрация Ненецкого АО