На нем генеральный директор предприятия Иван Чемко представил отчет о финансово-экономическом состоянии ОАО «НММТП» на конец 2013 года.
Иван Васильевич отметил, что когда он был назначен генеральным директором порта в сентябре 2012 года, предприятие находилось в тяжелом финансовом положении. Начиная с 2006 года, здесь началось снижение грузооборота. В 2011 году оно достигло критического минимума – 56,8 тысячи тонн.
В конце 2011 года руководство порта проанализировало ситуацию и сделало вывод, что падение привлекательности порта для потенциальных клиентов произошло из-за нерациональной организации работы по погрузке, выгрузке, хранению грузов. Среди клиентов распространилось мнение, что тарифы на услуги, оказываемые портом, слишком высоки.
Был разработан план по оздоровлению предприятия. В 2012 году в порту была организована пропускная система, груз стал выдаваться по заявкам, а при интенсивном поступлении груза обработку судов и выдачу груза клиентам теперь производят круглосуточно без выходных.
Одновременно клиентам разъяснили порядок ценообразования. С 2010 года ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» работает по тарифам, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ от 24 декабря 2009 года на основе анализа экономически обоснованных затрат. В 2012 году тарифы были утверждены приказом Комитета по регулированию цен и тарифов НАО в пределах, ранее установленных ФСТ. В отдельных случаях применяется гибкая система скидок.
Благодаря этим и другим изменениям в 2012 году грузооборот увеличился почти в 1,4 раза по сравнению с 2011 годом, а в 2013 году – почти в два раза по отношению к 2011 году.
Значительный рост грузооборота в 2013 году дало поступление большого объема грузов
в адрес ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой» (щебень для строительства дороги Нарьян-Мар – Тельвиска), ОАО «Ненецкая неф-тебаза» и ООО «Поморская транспортная компания» (специализированная тяжеловесная техника, доставленная через Нарьян-Мар в Якутию).
Работа порта сильно зависит от погодных условий. Средняя продолжительность навигации – шесть месяцев. В связи с ежегодным летним падением уровня воды в реке Печоре доставка груза рекой носит неритмичный характер. Основной грузопоток по реке приходится на июнь и октябрь, когда в реке Печоре достаточный уровень воды, а в июле и в августе Печора становится несудоходной. Понятно, что финансовая устойчивость предприятия напрямую зависит от ежегодных климатических условий, количества судозаходов, а главное – от объемов поступающих в навигацию грузов.
Поэтому была проведена большая работа по перераспределению грузопотоков с реки Печоры на море. В навигацию 2012 года совместно с транспортной компанией ООО «ТЭФ «КонтРейл» были организованы линейные грузоперевозки по маршруту Архангельск – Нарьян-Мар – Архангельск. Это позволило увеличить грузооборот по морю на 37% (2011 год – 19,6 тысячи тонн, 2012 год – 26,8 тысячи тонн).
В навигацию 2013 года Нарьян-Марский морской торговый порт работал совместно с транспортной компанией ООО «Полар Транс». В эту навигацию по морю пришло 38,3 тысячи тонн груза, это на 43% больше, чем в 2012 году.
Руководство порта ведет большую работу, чтобы убедить клиентов перейти на перевозки морем. Это позволит сделать работу предприятия стабильной и равномерно распределить поступ-ление грузов в порт на протяжении всей навигации. Практика показала, что в этом случае выигрывают и перевозчики, и грузополучатели.
Нарьян-Марский морской торговый порт увеличил доходы за счет перевалки грузов в порту Варандей. В этом году грузооборот по Варандею увеличился, по сравнению 2012 годом, в 2,5 раза.
Еще один путь оздоровления предприятия – сокращение затрат. Для этого были приняты эффективные меры.
В связи с более рациональной организацией производственного процесса при увеличении объемов удалось сократить численность работников.
Проведено энергетическое обследование объектов порта и составлен энергетический пас-порт потребителя топливно-энергетических ресурсов. Проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: оптимизированы режимы загрузки трансформаторов, один из которых переведен в резерв. В результате при увеличении грузооборота была достигнута значительная экономия электроэнергии.
Одновременно с увеличением грузооборота и снижением прямых затрат были снижены затраты по вспомогательным производствам. Многие из них были ликвидированы или модернизированы. Это позволило значительно сократить убытки.
В 2010–2011 годах убытки по вспомогательному производству составляли около 20 млн рублей. В 2012 году они сократились
в три раза – до 6,6 млн рублей, а в 2013 году убытки сократились до уровня 10% по отношению
к 2011 году.
Благодаря этим усилиям за два года удалось значительно снизить кредиторскую задолженность предприятия.
Совет директоров одобрил деятельность ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» и обсудил вопросы его дальнейшей работы и предстоящей реконструкции предприятия.