Да и в самих странах нет стремления к реформам, процветает коррупция. Перед началом саммита в Риге они заявили, что, как и прежде, верны идее «Восточного партнерства», однако их высказывания демонстрируют, что Европа не собирается дразнить РФ, более того, в ЕС начинают преобладать настроения, гораздо менее воинственные по отношению к столице, чем ранее.
- Как Вы вообще оцениваете участие Беларуси в программе «Восточного партнерства»?
Ламдота Страуюма, премьер-министр Латвии: «Я со всей ответственностью могу сказать, что саммит это не против кого-то или чего-то».
В целом по сравнению с предыдущим саммитом «Восточного партнерства», который состоялся в ноябре 2013-го в Вильнюсе, нынешний проходит в куда более сложном геополитическом контексте. Однако если в первоначальных вариантах итого документа якобы и была проставлена дата — начало 2016-го года, то в настоящий момент обошлись более дипломатической формулировкой — «только после выполнения всех необходимых условий». Чтобы не порождать новых иллюзий еврочиновники предпочитают избегать указания каких-либо дат. В то же время в Брюсселе, судя по всему, опасаются и окончательного разочарования граждан постсоветских государств, что с большой долей вероятности приведет к их переориентации на восточный интеграционный вектор. Участники саммита подтверждают свои позиции относительно резолюции Генеральной ассамблеи ООН 68/262 о территориальной целостности Украинского государства, — сказано в тексте проекта декларации. В Тбилиси надеются, что на саммите будет принято решение о безвизовом режиме Грузии с EC. «Но в декларации упоминаний об этом не будет», — уточнил источник. По итогам этих встреч он заявил, что отношения между EC и странами, желающими углублять с ним отношения, не должны выстраиваться в ущерб интересам Российской Федерации. Но и он заметно сменил тональность и призывает не давать несбыточных обещаний.
Как раньше уже писал РБК, перед открытием саммита, находясь в Страсбурге, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провел консультации с руководством Европейского союза, а потом Совета Европы.
В одностороннем порядке отказавшись от «Соглашения об ассоциации» в 2013 г., и заявки на членство в ЕС, Армения получила значительные ограничения на ее собственную способность к сотрудничеству с ЕС. Как уже поговаривают в кулуарах, в знак протеста против критики ЕС, которая обрушилась на Баку по нарушению прав человека. «Доверие Брюсселя к Республике Молдова намного ниже, чем год назад». Это в первую очередь касается Азербайджана и Республики Беларусь. С одной стороны, не было сформировано прочного проевропейского большинства. Другие считают, что эту программу надо форсировать. В 2014-м году три страны-участницы программы — Украина, Молдавия и Грузия — подписали соглашения об ассоциации с EC. «В Молдове демократию фактически отменили».
В Группу народных партий Европы, являющуюся крупнейшим объединением политических сил, входят 74 партии из 39 европейских стран. «Это был ярчайший пример, на что способно развитое гражданское общество». Это может занять десятки лет. «К сожалению, прогнозы негативные, и если они оправдаются, это будет результатом не только внешней коньюктуры, но и того, что у нас правительство, которое не способно компетентно и скоординировано работать».