Как отметил Новак, вопрос отказа от транзита через Украину — «в высокой степени решения».
Решение по «Турецкому потоку» было принято в конце 2014-го, после того, как Россия отказалась от строительства газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд куб. м. Среди прочего, к этому привели возражения со стороны ЕС, где опасались «чрезмерного российского контроля над поставками газа в Европу». «Потому последнее заявление по газу — инструмент политического и психологического давления на Европу и, во вторую очередь — на Украину». И страны Евросоюза должны «прямо сегодня» начать работу по строительству новых газопроводов для поставок голубого топлива из хабов на границе Турции и Греции. В свое время Словакия законсервировала часть своих газотранспортных мощностей после того, как РФ перекинула часть транзита на «Северный поток».
По его словам, к 2019 году все компании ЕС, которые закупают газ у Газпрома, должны будут привести свои контракты в соответствие с третьим энергетическим пакетом, который предусматривает конкурентные правила предоставления транспортных услуг.
Однако, по его словам, пока предложений по строительству такой инфраструктуры газовый холдинг не получал. Да и технически этот проект был бы менее эффективным, чем украинская ГТС. Как говорят в России, «предупрежден, значит, вооружен», — сказал Алексей Миллер.
По его словам, блокирование строительства «Южного потока» имело целью только «сохранение status quo в транзите через Украину». Но в любом случае нам надо понимать, что объемы будут сокращаться. Как уже пояснял «Газпром», нынешний транзитный контракт с Украиной действует до 2019 года. Падение произошло из-за постепенного сокращения Европой и Украиной количества потребляемого газа.
Миллер в своем выступлении коснулся вопроса формирования цен на газ для европейских потребителей. Даже самый пессимистичный вариант — частичное сокращение экспорта в Европу — не нанесет значительного ущерба бюджету РФ. И он был усилен санкциями, наложенными на российские компании, в том числе и на «Газпром». Тогда в Европе наступит холод, энергетический голод и катастрофа, но мы сможем это пережить.
Планы могут остаться на бумаге и в 2020 году еще возможен транзит через украинскую территорию. «Я думаю, это общая характеристика момента». Для нас это новые вызовы и возможности.