В первом добровольцы наблюдали за тем, как компьютер в случайном порядке показывал им изображение игральных костей с разным количеством выпавших очков. Ученые полагают, что двусмысленность ситуаций, которые могут принести выгоду, существенно влияет на моральный выбор человека. «Участникам игры» нужно было назвать число выпавших очков, которое располагались в определенном месте монитора.
В ходе эксперимента были зафиксированы случаи, когда участники сообщали ложные результаты. Как оказалось, много людей врали в том случае, если рядом с нужной костью была та, у которой больше баллов. Так, они советуют всем руководителям, стремящимся к честности со стороны своих сотрудников, объяснять им задачи наиболее доступно, чтобы те впоследствии не могли сослаться, к примеру, на свою невнимательность.
Таким образом, специалисты сделали следующий вывод: решение врать или не врать, человек принимает, когда может оправдаться или желает получить выгоду.
Однако чувствительная аппаратура, отмечающая все изменения в мимике и поведении добровольцев, показала, что ошибаются они отнюдь не из-за невнимательности. Ученые подчеркнули, что в момент вранья было обращено особое внимание на глазные яблоки испытуемых, движение которых свидетельствовало о сравнении костей. При этом в качестве оправдания своей лжи, испытуемые говорили, что были просто невнимательны.