Пьянство очень тесно взаимосвязано с культурными традициями общества. Если сказать кратко, то пьянство – это инверсионная культура – питие выступает механизмом, который позволяет нарушать норму культуры, т.е. то, что запрещено трезвому, - допустимо пьяному. Отсюда множество пословиц, характеризующих поведение пьяного человека: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», «Пьяный проспится, а дурак никогда», «Пей да дело разумей» и так далее. Отношение людей к употреблению спиртного далеко неоднозначное, от общественного порицания и бытовой ругани, до приветственных и радостных речей, типа: «С тебя горит» или «Это дело надо обмыть!» Насчет последнего с полной уверенностью могу сказать, что это своего рода культура в культуре.
«Обмыв» в жизни человека начинается с обмытия ножек новорожденного и заканчивается поминками, тоже своеобразный «обмыв», но уже завершившего свой жизненный путь человека. Говорить о всех поводах выпивки нет никакой необходимости, а вот о базисных ценностях пьянок и о влиянии государства сказать стоит.
В любую историческую эпоху формировалось соответствующее общественное сознание и тем самым, складывался определенный тип поведения людей в обществе. Верховные правители и отцы церкви формировали государственную идеологию под которую широкие народные массы подводили свое видение мира. Таким образом, на какое-то время формировалась культурная традиция, в которую были вплетены всевозможные питейные поводы и система поведения, регламентирующая пьянки.
Тоже государство в лице монарших особ и деятелей церкви периодически привносило новые культурные традиции или революционным образом «до основания, а затем…» ломало и насаждало новые культурные ценности. Вот здесь начиналось самое интересное, возникшее культурное смешение, которое затрагивало базисные ценности культуры, влекло за собой повальное пьянство. Справедливости ради стоит отметить, что не все инокультурные влияния влекут алкоголизацию общества, а только те, которые противоречат базовой этнической культуре. Например, североамериканские индейцы или кочевые народы Азии в меньшей степени подвержены таким потрясениям. А вот в российской истории эпохальные реформы были «обмыты» что называется по полной программе. Приведу наиболее значимые события.
- Середина 17 века. Реформы Никона, которые привели к расколу внутри церкви и как следствие этого антиалкогольный указ Алексея Михайловича;
- Первая четверть 18 века – правление Петра I. Капитализация труда – разделение операций в производстве. Появление чугунной медали «За пьянство», кстати, кусок железа весом 5 кг. вешался на шею пьяницы;
- Отмена крепостного права – реформа 1861 года, разрушение более чем 200-летних устоев крестьянской общины (общинного самосознания) – новый виток пьянства;
- Середина 90-х годов 19 века – начало земельной реформы Столыпина. Пьют «цехами», появляются извощичьи, кузнецкие, мануфактурные, купеческие трактиры. Следствием этого явился «сухой закон» 1914 года;
- Начало 90-х годов 20 века – постперестроечные процессы «демократизации» российского общества – резкий рост пьянства.
Факты вещь упрямая, но необходимо подчеркнуть мысль об угорской природе русской нации. Наши соседи – европейские народы (я не имею в виду жителей Финляндии) – имеют архетип иной структуры. Им свойственна иная культура, во многом противоположная нашей базовой культуре. Стремление облагодетельствовать Россию европейской культурой, в частности, насильственно внедрить свойственные им формы социальной, экономической и политической организации общества, приводит к столкновению культур – ценностному конфликту, результатом которого является не просто очередной разгул пьянства, постепенно захлестывающего все общество, а мощный конфликт, раздирающий общество на части. Тем более сейчас, когда, как говорил классик – «копейка стала солнцем», многие просто дезориентированы в потоке чуждых обществу культурных нововведений.
Различие культур хорошо иллюстрирует выбор доминирующих ценностей. Россию частенько по многим параметрам пытаются сравнивать с Америкой, но мы очень разные. Так, согласно данным социологических исследований, ценности российского и американского обществ составляют:
Россия |
США |
1. Законность (порядок, безопасность) |
1. Личный успех |
2. Общение |
2. Активность и труд |
3. Семья |
3. Эффективность и полезность |
4. Работа |
4. Прогресс |
5. Нравственность |
5. Вещи |
|
6. Собственность |
Как видим, речь идет практически о противоположных системах ценностей, т.е. о разных типах культуры и соответственно, о разных типах поведения индивидуумов в обществе. Каждый из нас выбирает свои жизненные ориентиры и ценности, проходят различные события, поводов выпить хоть отбавляй, но вывод из всего этого – один: пить надо в меру! Опять же меры, тем более алкогольные, у всех разные. Вот если бы кто-нибудь со знанием дела объяснил, чем отличается четверть от шкалика, а пинта от галлона.