В актовом зале окружной администрации состоялась презентация канадского самолета, предназначенного для работы в высоких широтах DHC-6 Twin Otter.
Достойная смена Ан-2
Презентацию проводил генеральный директор ООО «Авиационная корпорация «Витязь» Сергей Анциферов, занимающийся не только продажей, но и организующий российское производство самолета в Ульяновске.
Конечно, новым «близнеца выдры», а именно так следует переводить «twin otter», назвать нельзя. Самолет разработала еще в 1964 году канадская компания de Havilland. Но, поскольку «дэхаэска» прошла бесчисленное количество модернизаций, она до сих пор популярна и считается вполне современной. По словам Сергея Александровича, в России были и есть собственные неплохие наработки, в частности, Ан-3, модернизация всем известной «аннушки», однако, из-за чрезмерной забюрократизированности отечественных технических регламентов рассчитывать на начало их массового производства не приходится. А у «канадца» уже имеются все необходимые международные сертификаты.
Заокеанский аналог пассажирской «аннушки» DHC-6 Twin Otter Series 400 имеет два двигателя, что придает ему высокую степень надежности. Дальность полета зависит от загрузки и колеблется от 300 до 1400 километ-ров, при 60-процентной загрузке самолет способен преодолеть 1100 километров. Крейсерская скорость составляет 337 километ-ров в час, он рассчитан на эксплуатацию на местных авиалиниях. Стандартная модель рассчитана на перевозку 14 и даже 19 человек. Спереди и сзади остается много места для багажа, что позволяет «прихватить» попутно и груз.
Самолет известен во всем мире и считается базовой моделью для перевозки людей в условиях Арктики и Антарктики. По словам Сергея Анциферова, только эта модель летательного аппарата эксплуатировалась при температуре минус 75 градусов, когда эвакуировалась американская антарктическая станция «Скотт-Амундсен». Он может взлетать и приземляться во всех аэропортах округа, так как требует для взлета-посадки не более 400-600 метров. Более того, даже при стандартном колесном шасси «дэхаэска» способна совершать посадки в тундре и на разбитых грунтовых площадках. На самолете могут быть установлены и специальные шасси - большие колеса, которые увеличивают его непритязательность к поверхности приземления. В качестве шасси можно использовать и лыжи, и поплавок-амфибию.
Особо Сергей Анциферов отметил систему электронного обеспечения (авионику), она ультрасовременна и, вместе с тем, очень проста: летчики буквально с первого полета влюбляются в этот самолет. Воздушное судно можно использовать не только для перевозки пассажиров, но и для доставки грузов, осуществления аэросъемки, патрулирования, тушения пожаров, десантирования.
Экономика должна быть.
По своим летным параметрам «канадец» значительно лучше своих конкурентов. Чешский L-410, пришедший повсеместно в России на смену Ан-2, в два раза уступает ему по мощности, и для него требуется вдвое большая взлетно-посадочная полоса. Расход топлива «выдры» составляет 220-280 килограммов в час, что также значительно меньше, чем у L-410 (около 350). Кстати, в отличие от Ан-2, заправлять самолет можно обычным авиакеросином.
Обозначили на презентации и «цену вопроса»: около 6 500 тысяч долларов без НДС. Возможны разнообразные лизинговые схемы. Но всех интересовала стоимость летного часа, ведь именно этот показатель дает возможность понять: «отобьется» в обозримой перспективе недешевая покупка? Цена летного часа самолета при загрузке в три четверти составила 67 200 рублей, что на 30 тысяч рублей ниже аналогичного показателя Ми-8. Это позволит сделать более дешевые авиабилеты для жителей округа. Испытания проходили в ЯНАО, поэтому можно говорить и о сопоставимости условий.
Подводя итог почти двухчасовому обсуждению, заместитель губернатора по строительству, транспорту, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Юрий Тельтевский заострил внимание на экономической составляющей:
- С учетом того, что округ стал владельцем авиаотряда, у нас имеется большой интерес к техническому перевооружению. Но во главе должна быть экономика.
После презентации я попросил оценить новинку генерального директора Нарьян-Марского объединенного авиаотряда Анатолия Кисиля.
- Что тут говорить - изумительный самолет! Но надо все считать: расходы на создание базы обслуживания, на обучение персонала.
С новым самолетом «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» получил бы техническую возможность остановить ценовой беспредел и, в то же время, значительно улучшить качество перевозок на местных линиях.
Григорий Дитятев