На рубеже 1980-1990-х имя Екатерины Гениевой было стало известно только очень узкому кругу профессионалов. При всем этом она угадала направление, в каком будут развиваться библиотеки от девяностых к нулевым и дальше к десятым годам. В 2010 году в нем была размещена статья «Посреди выжженного пространства» о Марине Цветаевой. С 1995 года Гениева была одним из управляющих культурных программ института «Открытое общество» (Российского фонда Сороса), в 1997 году стала его президентом. В этом уверен заместитель министра культуры Григорий Ивлиев. Мень благословил ее возглавить «Иностранку», отведя возражения относительно нехватки времени на занятия Джойсом одной удивительной фразой: «А время вам пошлется».
Глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский выразил глубокие соболезнования в связи с кончиной мудрого и чуткого руководителя ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, близкого друга и товарища Екатерины Юрьевны Гениевой.
И вот наступило 15 апреля. В Библиотеке иностранной литературы возникало чувство, что ты прикасаешься к мировому научному и культурному наследию.
Мы проинформировали о разном. «Вы сможете не ставить название издательства, чтобы не попасть в трудное положение в вашей стране». Для публики открылись фонды и «спецхран», начали проводиться регулярные лекции именитых и только достойных людей. После смерти дедушки Катя заглянула в небольшой чемоданчик, из которого она делала стенку кукольного домика, однако открывать его (единственная тайна для внучки в доме) ей запрещалось. А бумажные книги и каталоги уютно соседствуют с электронными. «„Ужасно отвечать на вопросы“». В библиотеке она — по бусинам — собрала в ожерелье удивительный коллектив знатоков, влюбленных в дело. — «Не совсем. Видите ли, такими публикациями вы помогаете закончить войну». Она могла бы еще очень многое сделать. Например, именно там в первый раз с собственными лекциями выступил духовно близкий Гениевой человек — священник Александр Мень.
- Я руковожу библиотекой практически четверть века. Мы уже осознаем, какой смысл вкладывает он в это представление: мириады книжек, предлагающие нам мириады прочтений, толкований, интерпретаций. Зная о собственной болезни, она до последнего момента, когда довелось лечь в поликлинику, обсуждала планы работы библиотеки по различным направлениям.