Скандалом закончилось прошедшее в пятницу обсуждение бюджета псковской области на 2017 год в местном законодательном собрании. Как оказалось, уже третий год областная администрация не может вернуть себе более миллиарда рублей, якобы причитающихся ей в качестве компенсации ущерба по делу о хищении акций ЗАО «Псковпищепром».
Об этом своим коллегам-депутатам местного законодательного собрания напомнил справедливоросс Олег Брячак. «Я знаю, где взять миллиард рублей для бюджета. Речь идет о депутате псковского закса, Василии Салопове – именно он признал вину в завладении обманным путём акциями ЗАО «Псковпищепром». Судя по лицам собравшихся на парламентской сессии, для многих эти слова стали громом среди ясного неба – об уголовном преследовании своего коллеги Салопова депутаты до последнего не знали.
На коррупционную историю Салопова губернатор Андрей Турчак, наверняка, смотрит с товарищеским одобрением. Судя по истокам собственного достатка, на который попыталась пролить свет в своем сентябрьском расследовании интернет-газета Знак.ком, официально губернатор зарабатывает совсем немного – по миллиону рублей в год. Доходы жены тоже не превышают годового заработка рядового предпринимателя среднего сегмента, около 40 млн. рублей. Но, судя по обнародованным журналистами материалам, через друзей детства, отца Анатолия и брата Бориса, Турчак с женой могут получать сотни миллионов рублей, а суммы госконтрактов, достающиеся именно фирмам, близким семье Турчаков, и вовсе исчисляются миллиардами.
СМИ неоднократно сообщали о многомиллионной бизнес-империи, связанной с его семьей, оппозиционер Алексей Навальный находил у нее виллу на Лазурном берегу Франции, а жена губернатора, Кира не один год фигурирует в числе самых богатых супруг российских чиновников, красуясь нарядами за сотни тысяч долларов в глянцевых журналах.
Отчаявшись добиться хоть какой-либо помощи от чиновников, псковитяне и отдельные представители местной власти вынуждены брать ситуацию в свои руки. Вот и сейчас, поняв, что ни Турчак, ни его подчиненные из обладминистрации искать миллиард не собираются, Олег Брячак подготовил проект постановления о создании рабочей комиссии, чтобы провести собственное расследование судьбы похищенных средств и попытаться как-либо вернуть их в бюджет. Идею депутата уже поддержала фракция ЛДПР в местном парламенте.
По словам Брячака, псковская администрация не заявляет свои требования по предъявлению ущерба. Как стало известно, по указанному уголовному делу администрация признана потерпевшей и гражданским истцом ещё в феврале 2014 года. С тех пор возвращать деньги администрация даже не пыталась, а в отношении Василия Салопова, между тем, Сбербанком России уже инициирована процедура банкротства.
«Однако администрация Псковской области, которая, на мой взгляд, обязана взыскать причиненный ей ущерб с данного лица, в реестре кредиторов отсутствует», - сообщил депутатам Брячак. По данным ФССП, Салопов должен только самому Сбербанку, и то совсем немного, 6,8 млн. руб. О бюджетном миллиарде в заявленных требованиях ни слова. А ведь после признания банкротства лица, не подавшие требования конкурсному управляющему – в данном случае Псковская область – получить присужденные деньги уже не смогут.
Вопросы о странном трёхлетнем молчании областных чиновников возникли и у газеты «Псковский антикоррупционный фронт». «Насколько нам известно, Салопов свою вину признал, заключил официальное соглашение с прокурором и обещал содействовать следствию. Что, в свою очередь, должно было являться основанием для суда об уменьшении срока наказания Салопову.», - пишет в своём запросе губернатору области Андрею Турчаку главный редактор газеты Павел Николаев.
Правда, о сроке в итоге говорить не пришлось – ни самого Салопова, ни его имущество так и не арестовали, а через несколько месяцев после признания вины депутатом его и вовсе освободили от ответственности за истечением срока давности уголовного преследования. «Получается, что есть человек, который в 2015 году признал свою вину и нанес ущерб Псковской области на огромную сумму, но до сих пор администрация области не предприняла никаких действий по взысканию с него этой суммы?», - недоумевает главред в своём обращении к Турчаку. Это только для бюджета Псковщины миллиард – сумма огромная, но отнюдь не для самого Турчака.
Трудно предсказать, чем закончится эта попытка, но в том, что псковитяне устали терпеть турчаковщину и не намерены дальше молчать, сомневаться не приходится. С ноября по инициативе Брячака в области идёт сбор подписей за отставку главы региона, набирающий немалый масштаб. В центре Пскова проходят митинги с требованием ухода Турчака. А петиция за его отставку на сайте Change.org уже набрала более 54 тыс. подписей.
И всё это на фоне драматического ухудшения социально-экономической ситуации в Пскове и Псковской области. Разбитые дороги, закрывающиеся школы и больницы, растущая смертность и старение населения – таковы сегодняшние реалии этих мест. В исследовании социально-экономического положения регионов за прошлый год, опубликованном РИА рейтинг, Псковская область заняла 74 место, в рейтинге падения реальных доходов населения того же исследования – седьмое, снижение доходов в регионе составило 9,3% по сравнению с прошлым годом. А по такому показателю, как благосостояние семей, Псковщина и вовсе на последнем месте.
Судя по рейтингам, момент для антигубернаторского протеста самый удачный – к примеру, в декабрьском исследовании фонда «Петербургская политика» и «Минченко Консалтинг», Турчак фигурирует в тройке наиболее вероятных кандидатов «на вылет» среди российских губернаторов, и шансы того, что жители Псковщины наконец добьются отставки своего странного губернатора, велики как никогда.