Регулятор напомнил, что по действующему антиотмывочному законодательству основанием для отказа в проведении операции является предоставление гражданином или компанией неполного пакета документов, в частности о бенефициарах и выгодоприобретателях, сообщают «Известия» со ссылкой на документ.
Принятие законопроекта ЦБ о введении обязанности банков отказывать подозрительным клиентам в обслуживании откладывается из-за сложностей с Международной группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), которая обеспокоена рисками нарушения прав клиентов. По законодательству кредитные организации обязаны не меньше одного раза в год обновлять сведения о розничных и корпоративных клиентах.
Центробанк на прошлой неделе разослал банкам рекомендации чаще использовать право на отказ в обслуживании подозрительных клиентов и на расторжение с ними договоров.
В FATF обеспокоены возможными нарушениям прав банковских клиентов из-за принятия антиотмывочного закона в России, поэтому поправки еще не вступили в силу, передают n-mar.ru. Судя по официальной статистике, банки редко используют на практике возможности антиотмывочного закона.
Между тем отказывать клиентам для кредитных организаций не совсем выгодно.
В FATF не смогли дать оперативного комментария.
В свою очередь игроки финансового рынка пояснили, что не проявляют активности по отказам из-за трудоемкости этой процедуры: банк должен доказать, что клиент не предоставил достаточной информации о себе. При этом «отказники» находят альтернативу, отправляясь в другие банки. После двух отказов в проведении операции банк должен прекратить обслуживание клиента. Мелкие банки вообще не могут себе позволить содержать большой штат отдела финмониторинга.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что клиенты, занимающиеся отмыванием, обеспечивают нечистоплотным банкирам огромные потоки комиссий.
По его мнению, бороться с этим можно только штрафами и наказаниями банков вплоть до отзыва лицензии.