В 2014 г. в 47 регионах долг превысил половину доходов, дефицит бюджета почти у половины превысил среднерегиональные 5%. При этом, чтобы не снижать финансирование социальных статей бюджета, региона набрали в три раза больше долгов, а остальные расходы попытались оптимизировать. Девять регионов со слаборазвитой экономикой оказались в группе «высокодотационные» (до 70% расходов), а 20 регионов, согласно исследованию, находятся в состоянии дефолта.
Если сравнивать дефицит бюджета, долговую нагрузку, дотационность, доли некоммерческих кредитов, бюджетную обеспеченность, то все регионы страны можно разделить на несколько групп. В 2014 году доля трансфертов в региональных доходах сократилась до 18% с 23% в 2010—2011 годах.
Также в России существуют 9 богатых регионов, к которым относятся федеральные и нефтедобывающие города — Москва, Сахалин, Тюменская область, Ямало-Ненецкий округ.
«Хотя в России дефолт регионов по политическим причинам невозможен, характеристики регионов этой группы ему соответствуют», — считает Наталья Зубаревич Центр анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ.
Зубаревич отмечает, что кризис вынуждает власти сокращать бюджетные учреждения. При этом субъекты не только наращивали дефицит и кредитную задолженность, но и урезали прочие расходы. Это ухудшит человеческий капитал в регионах. В связи с этим региональные бюджеты начинают сокращать социальные расходы. «Терять всегда больнее, чем не иметь», — подчеркнула Зубаревич.
Комментируя историю с недавно принятой президентом отставкой костромского губернатора Сергея Ситникова, эксперт, тем не менее, отказалась связывать этот момент с бедственным финансовым положением региона, госдолг которого достиг почти 16 миллиардов рублей, или 120% от собственных доходов бюджета. Приостановка майских указов президента и рефинансирование долгов регионов пока лишь отложили долговой кризис, но не отменили его, заключали эксперты S&P: фундаментального решения проблемы нет, она просто отодвинута на следующие годы, сообщается в материале.