Сегодня Радоница – особый день поминовения усопших, который совершается во второй вторник (на девятый день) после Пасхи. Этот день не имеет фиксированной даты в календаре: он зависит от даты Пасхи. Это преходящий церковный праздник.
Основанием для поминовения всех усопших в этот день служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на кладбищах, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза, а часть приготовленного отдается нищим.
Радоница – это отголосок язычества, со временем ставший православным днем поминовения усопших. В языческие времена на Руси в день Радоницы на могилах предков совершались жертвоприношения, чтобы умершие родственники могли увидеть, как их почитают потомки. Постепенно языческая традиция под влиянием Православия приобрела иной, христианский смысл, но при этом осталась специфически русской: у православных Ближнего Востока и Греции Радоница отсутствует, хотя по свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
Многие современные люди считают своим долгом поехать на кладбище в сам день Пасхи, считая, что именно в этот день нужно навещать могилы умерших и поминать усопших. Это связано с тем, что в советское время было трудно попасть в храм на Пасху и поэтому сложился обычай посещать кладбища в самый день праздника. Однако по Уставу Православной Церкви делать это не положено: на Пасху и во время всей Светлой седмицы не разрешено поминовение усопших, ведь Пасха – это победа Христа над смертью и пасхальная радость так велика, что вытесняет печаль от временной разлуки с родственниками. Поэтому Церковь установила специальный день для поминовения усопших после Светлой седмицы – вторник Фоминой недели, Радоницу.
Православие – радостная религия. Радость православия заключается также и в том, что для христиан жизнь не кончается смертью. Смертно только тело, а сам человек живет вечно во Христе, поэтому родные и близкие для православного человека не умирают, их души продолжают жить, и связь с душами живых не прерывается.
Православные могут общаться с душами умерших через молитву к Богу – и общецерковную (подавать записки об упокоении), и келейную (когда обращаются к Богу своими словами и молятся за умершего дома). Умершие нуждаются в молитвах живых, так как сами уже не могут творить добрых дел, а молитвы часто могут облегчить их загробную участь. В году есть много дней, когда совершается поминовение усопших, но Радоница особенный день.
Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»
Православная традиция поведения на кладбище в Радоницу следующая: придя на кладбище, нужно зажечь свечу и совершить чин литии («усиленное моление»). Литию обычно совершает священник, но краткий чин может совершать и мирянин. Далее нужно прибрать могилу и помолчать, вспоминая умершего.
Не стоит на кладбище есть и пить, в особенности спиртные напитки. Не надо оставлять еду на могиле, лить на могилу водку и другие спиртные напитки (это оскорбляет память покойного). Не рекомендуется оставлять рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» - это трактуется как пережиток язычества