Права на объекты недвижимого имущества (дом, квартира, иное строение, земельный участок и т.д.) и сделки с ним подлежат государственной регистрации. Указанная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Если права на недвижимость не зарегистрированы в установленном порядке, эту недвижимость нельзя продать, купить, подарить, унаследовать и т.д. Чтобы избежать возможных проблем, права на недвижимое имущество лучше зарегистрировать.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится органами Росреестра. При этом документы на регистрацию сдаются через МФЦ (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). Также в МФЦ выдаются результаты рассмотрения Росреестром указанных документов. Иными словами, сдаёте в МФЦ документы, например на регистрацию права собственности на дом или квартиру, и затем получаете опять же в МФЦ свидетельство о государственной регистрации этого права.
За предоставление услуги взымается госпошлина в доход государства. Её размер варьируется налоговым законодательством от 100 рублей до 22 000 рублей в зависимости от регистрируемого права и от того, физическое или юридическое лицо обращается за услугой. Установлены также случаи освобождения от уплаты госпошлины. Часто спрашивают, как оплатить госпошлину на селе? Отвечаем: в сберкассе (при её наличии), почтовым переводом или через интернет-банк.
Все сведения о зарегистрированных правах вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Предоставление сведений из ЕГРП также является государственной услугой Росреестра, которую можно получить в МФЦ. Сведения предоставляются в виде выписки. Выписка из ЕГРП – документ, подтверждающий наличие/отсутствие зарегистрированного права, а также наличие/отсутствие ограничений и обременений на недвижимое имущество.
Выписка из ЕГРП важна для заключения любой сделки по передаче права собственности. Например, при покупке квартиры покупатель может убедиться, что имеет дело с истинным хозяином квартиры, а не с мошенником. Кроме того, выписка потребуется при оформлении наследства при наследовании объектов недвижимости, при имущественных спорах, бракоразводных процессах и т.д.
За предоставление сведений из ЕГРП установлена плата, поступающая в доход государства. Размеры платы определяются в зависимости от характера сведений, их объёма, формы предоставления и от того, кто обращается за сведениями – физическое или юридическое лицо.
Кроме государственной регистрации прав на недвижимое имущество и предоставления сведений из ЕГРП МФЦ предлагает потребителям ещё 2 государственные услуги Росреестра:
- государственный кадастровый учёт недвижимого имущества;
- предоставление сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости.
Все государственные услуги Росреестра наиболее востребованы по сравнению с другими услугами, предоставляемыми на базе МФЦ. За ними обращается каждый второй наш клиент. В 2015 году в МФЦ предоставлено более 10 тысяч этих услуг. Подавляющее большинство из них - в Нарьян-Маре и посёлке Искателей. На селе за услугами Росреестра обращаются крайне редко. Вместе с тем сеть МФЦ в НАО построена по централизованному принципу с единым списком услуг для всех офисов. Поэтому житель каждого муниципального образования может прийти в «свой МФЦ» сдать документы на услугу и здесь же получить её результат.
Список документов, необходимых для предоставления услуг, сведения о размерах госпошлины или платы можно уточнить в офисах МФЦ путём личного обращения или по телефону. Кроме того, информация о размерах госпошлин размещена на интернет-портале сети МФЦ: mfc.adm-nao.ru/Документы/ Открытые данные/ Информация о пошлинах на отдельные услуги.
Если возникли вопросы, звоните в колл-центры МФЦ по телефонам: (818-53) 2-19-10 (городской офис), (818-53) 2-15-97 (офис в п. Искателей). Вопросы можно также задать и на интернет-портале сети МФЦ: mfc.adm-nao.ru в разделе «Вопрос-ответ».
Информация подготовлена КУ НАО «МФЦ»