В Архангельске состоялся международный форум «Арктические проекты сегодня и завтра». Его организовали Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», министерством экономического развития и конкурентной политики Архангельской области и САФУ.
В списке участников форума более двух сотен предприятий и организаций. Среди них — Ненецкая нефтяная компании, которую представил Первый заместитель генерального директора, главный инженер ОАО «Ненецкая нефтяная компания» Фёдор Заичко, который в интервью «Двине-Информ» поделился своими мыслями, впечатлениями, планами.
Фёдор Николаевич, на форуме состоялся обмен мнениями и опытом деятельности в сфере нефтедобычи на арктическом шельфе и приарктических территориях. Что узнали нового и как услышанные посылы могут быть интегрированы в деятельность ННК?
Нас больше всего интересует проект «Печора СПГ», поскольку он ближе нам, если не сказать, что родной. С компанией «Печора СПГ» и владельцем-недропользователем мы работаем по Кумжинскому газоконденсатному месторождению также как с Евро-Север-Нефть по Коровинскому газоконденсатному месторождению. Под развитие этого проекта, строительство «трубы», дорожной инфраструктуры у нас совместно с группой «Аллтек» создана Ненецкая нефтегазовая компания, которая ждет своего часа приступить к работе.
Когда это может случиться?
Вопрос сложный по независящим от нас обстоятельствам. Существует множество «подводных камней», а кроме того, и определенные процедуры в государственных структурах, с которыми надо все согласовать и получить необходимые разрешения. Поэтому процесс достаточно затяжной, но он реальный. Тем более, что в этом заинтересованы власти округа и они тоже серьезно участвуют в процессе.
Что-то новое для себя вы услышали на форуме?
Все новое — это хорошо забытое старое. Взять, к примеру, Северный морской путь, который придумали и так сильно муссируют в последнее время. Парадокс в том, что сначала надо было все развалить, что потом заняться возрождением. Создание администрации Севморпути, на мой взгляд, надумано. Это очередное бюрократическое звено, которое будет заниматься инструкциями и рассказывать всем кому как ходить, а не заниматься делом — это мое личное мнение. При этом иностранные суда будут ходить по СМП и никто ничего трогать не будет. По крайней мере пока не трогают. Отмечу, в настоящее время российское государство обозначает свои цели и делает расстановку военных сил — и правильно делает: границы должны охраняться. В свое время военные части были свернуты и выведены с большинства приарктических территорий. Теперь все вновь возвращается. Мне же хотелось бы видеть те простые действия государственных органов, которые были в советское время. Конечно, нет желания, чтобы возвращалось все, но бюрократическую машину надо отключить, тогда будет намного проще работать.
На самом деле СМП экономически выгоден. И государство на первом этапе должно обеспечить аварийные порты, спасательные структуры на побережье. А сейчас всё потеряно. Это и Амдерма, и Дудинка, и Тикси, по всему Севморпути всё утрачено. Понятно, что частный инвестор этого не восстановит — денег таких нет. Да, сегодня государство повернулось в эту сторону, но государство такое интересное — оно может и отвернуться быстро, хотя это стратегический район и уходить из него нельзя. У нас не получился Штокмановский проект, хотя геологи сразу говорили, что ничего не выйдет. Так ведь никто их не слушал, деньги закопали и всё. Но есть еще проект «Ямал СПГ».
В любом случае Северный морской путь нужен: идти в Азию или в Европу, там везде солидные запасы газа. Сжиженный газ сейчас очень ценится на рынке, под этот проект пойдёт и Печора СПГ. Нужна ли там железная дорога? Нужна только в одном случае, если там будут развивать добычу твёрдых полезных ископаемых: алмазы, золото, никель, марганец. В том районе это всё присутствует.
В программе мероприятия был такой вопрос «Промышленный, транспортный, научный и кадровый потенциал северных регионов для участия и обеспечения реализации Арктических проектов». ННК как любая бизнес-компания не стоит на месте. Что сегодня превалирует в движении вперед вашего нефтедобывающего производства: производственная, научная или кадровая составляющая?
Пойду от последнего: в настоящее время нефтяные компании испытывают кадровый голод не в инженерных областях, а в среднем звене и высококвалифицированных рабочих. Такие регионы как Тимано-Печорский, Мезенская синеклиза — там инженеров хватает, поскольку их выпускает имеющий довольно мощное развитие Ухтинский технический университет. Институт нефти и газа САФУ тоже готовит такие кадры, но, я думаю, занимает неправильную позицию. Я бывал в этом институте, так как мы им занимались «с нуля», когда еще Алексей Баринов был руководителем ОАО «Архангельсгеолдобыча». Думаю, институту нефти и газа САФУ надо переключаться на среднее звено.
А могут ли подготовленные в САФУ инженеры быть высококвалифицированными специалистами?
Для среднего звена немного другая программа обучения. Это же мастерский состав. У нас работает достаточно много ребят с института нефти и газа САФУ. Не из всех, к сожалению, получается инженер. Приживаются те, кто является наследниками родителей, которые занимались нефтью.
Почему кадры не из потомственных семей не приживаются?
Да все просто. Потомственные инженеры в родительской семье каждый день об этой работе слышали, видели. Замечу, что институт нефти и газа в САФУ имеет слабую материально-техническую базу, которая ни в какие рамки не вписывается если сравнить материально-техническую базу с Ухтинским техническим университетом. В последнем мощный профессорско-преподавательский состав, кафедры, лаборатории с богатой историей и крепкой материально-технической и научной базой — вуз образован в 1968 году. Потому, очевидно, нефтяники не поддерживают профильный институт САФУ. Например, в Ухтинский вкладывается ЛУКОЙЛ. К тому же у Ухтинского университета все нефтяные промыслы рядом, а это значит, есть где практику проходить. САФУ надо направление менять, можно же выбрать другое, например, экологию, а не инженерию — не надо тратить впустую деньги.
Как ННК сотрудничает с наукой? Какие научные идеи внедряете?
Компания находится в стадии становления и с институтами мы пока не сотрудничаем, ни с академическими, ни с профессиональными. Мы работаем в части поддержки ВУЗов, например, идем по пути создания классов для коренного населения. Но желание сотрудничать с НИИ, учеными у нас есть.
Вернёмся к кадровому вопросу. Известный советский слоган «Кадры решают все!» и ныне не утратил своей актуальности. Однако в последнее время во многих отраслях промышленности наблюдается кадровый голод. Вы упомянули, что в ННК не хватает высококвалифицированных рабочих. Как в компании решается эта проблема?
Увы, нам приходится возить кадры с других регионов страны, используя вахтовый метод работы. Сейчас есть шанс создать в Нарьян-Маре учебное заведение, в котором было бы возможно готовить необходимые кадры нашего профиля. Но пока это всё в зачаточном состоянии. Профтехучилище до недавнего времени принадлежало Архангельской области. В этом году произошли изменения — ПТУ получило статус окружного учебного заведения начального профессионального образования, так что, думаю, молодёжь, проживающая в округе будет заинтересована в получении рабочих профессий на буровых.
В завершении беседы хочу спросить: Ваше общее впечатление от прошедшего форума и пожелания его организаторам.
С ассоциацией «Созвездие» мы сотрудничаем не первый год. То, что я видел три года назад и вижу сейчас носит большие позитивные перемены. Скажу больше, в моих глазах они выросли. В организации этого форума участие принимали не только «Созвездие», но и правительство Архангельской области и САФУ. Их усилия достаточно профессиональны и нацелено на Арктику. Отмечу, что не было пустых разговоров, а высказывались проблемы и пути решения. Но всё упирается в государство, мы все ещё живём по-советски и трудно искать инвесторов, а государству на всех всё равно денег не хватит.
Беседовала Ирина Быстрова