Михаил Фрадков, ныне исполняющий обязанности премьер-министра РФ, 10 сентября подписал новые правила работы интернет-провайдеров, пишет газета «Коммерсант». Правила, разработанные Мининформсвязи РФ, вступят в действие с 1 января 2008 года. Они должны регулировать отношения между интернет-провайдерами и абонентами. Провайдеров обяжут предоставлять отчетность пользователям о мерах, принятых в борьбе со спамом.
Также новые правила обязывают операторов круглосуточно и бесплатно оказывать такие услуги, как телефонные консультации об услугах, о настройке ПО и модемов для доступа в сеть, о тарифах и неисправностях. Качество предоставляемых услуг тоже находится под ответственностью оператора. Это означает, что, если в договоре между абонентом и оператором указана скорость соединения 256 Кбит/с, а по факту значение раза в два ниже, это дает право клиенам требовать адекватного снижения стоимости услуг.
Кроме этого абонент имеет право требовать от оператора заблокировать доступ со своего компьютера к определенным сайтам. Оператор должен указывать в договоре те меры, которые он принимает в борьбе со спамом.
Виктор Наумов, партнер юридической компании Beiten
Burkhard, заявил «Коммерснату», ранее подобные попытки бороться со
спамом уже предпринимались: «Первая была предпринята в 2006 году с
принятием новой редакции закона «О рекламе», который запретил рассылать
рекламу по электронной почте без согласия получателя. Правда, спама от
закона меньше не стало». Он уверен, что в новых правилах дано не совсем
точное определение спама. "В документе написано, что спам направлен
неопределенному кругу лиц, в то время как на практике может быть
наоборот. Спам зачастую рассылается определенному кругу лиц: работникам
определенной отрасли, компании", – считает Наумов.
По мнению председателя совета директоров ИК "Некстер" Андрея Богатова,
нововведения помогут урегулировать нередкие конфликты между провайдером
и их клиентами. Он утверждает, что неоднократно сталкивался тем, что
пользователи интернета отказывались платить за трафик, сгенерированный
вирусами-червями. Несмотря на то, что засудить ни одного провайдера по
данным Богатова так и не смогли, новые правила, по его словам, уберут
почву для подобных выяснений отношений. Все вопросы можно будет
разрешать на уровне договора.
Пресс-секретарь компании "Комстар-ОТС" Юлия Ясиновская сказала «Комерсанту»: «Получилось выделение из правил оказания услуг передачи данных правил для телематических услуг и их формализация». По мнению некоторых экспертов, документ носит относительно либеральный характер. "Силовики давно пытались запретить доступ в интернет в общественных местах без идентификации пользователя. Образно говоря – без предъявления паспорта. Однако новые правила закрепили статус-кво: доступ без предъявления паспорта для разовых услуг оформлен как подзаконный акт", – заявил директор по развитию «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. По словам председателя исполкома Ассоциации документальной электросвязи Аркадия Кремера, письменный договор с предъявлением документов требуется по новым правилам только для телематических услуг на постоянной основе.
Постановление правительства:
В соответствии с Федеральным законом "О связи" и Законом Российской
Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской
Федерации постановляет: утвердить прилагаемые правила оказания
телематических услуг связи и ввести их в действие с 1 января 2008 г;
подпункты "а" - "в" пункта 4 раздела XVI перечней лицензионных условий
осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг
связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 18 февраля 2005 г N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг
связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" /Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 9, ст. 719; 2006, N 2,
ст. 202/, изложить в следующей редакции: "а) доступа к сети связи
лицензиата; б) доступа к информационным системам
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) приема и передачи телематических электронных сообщений".
Настоящие правила регулируют отношения между
абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи,
оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании
телематических услуг связи.
Оператор связи обязан обеспечить соблюдение тайны связи.
Сведения об оказанных абоненту и/или пользователю услугах связи могут
предоставляться только абоненту и/или пользователю или их
уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными
законами или договором.
При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера оператор связи в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации, вправе временно прекратить или ограничить
оказание телематических услуг связи.
Для пользования телематическими услугами связи абонент и/или
пользователь обязаны применять пользовательское /оконечное/
оборудование, соответствующее установленным требованиям.
Оператор связи обеспечивает абоненту и/или пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором.