Документ предписывает отказ от формирования общественных советов самими органами власти, а также обязательное участие в деятельности общественных советов независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций.
Каждое министерство и ведомство будет обязано иметь свой наблюдательный совет, 75% членов которого будет выбирать Общественная палата, а 25% - экспертный совет при правительстве.
Также, по его словам, уже существующие общественные советы смогут продлить свои полномочия до момента формирования новых.
Он также обратил внимание на то, что теперь один человек может входить только в один общественный совет, и добавил, что, по его мнению, члены ОП РФ не должны становиться членами общественных советов, поскольку такое совмещение неэффективно. При этом он заверил, что никто в ОП не собирается ставить во главу угла значимость работы палаты и во что бы то ни стало навязывать угодных ей кандидатов.
Впрочем, Александр Бречалов признал, что, какие бы законодательные конструкции ОП совместно с правительством ни придумывало, их всегда можно будет обойти, если главы министерств и ведомств не захотят быть прозрачными в своей работе. Разработка критериев оценки эффективности работы общественных советов — одна из них. Были ситуации, когда некоторые их федеральных ведомств не считали необходимым формировать общественные советы. Министр, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, Михаил Абызов подчеркивает, что для оценки качества функционирования общественных советов была проведена масштабная работа, на основании которой и был подготовлен доклад президенту России о порядке формирования и функционирования общественных советов при ФОИВ.
Ожидается, что именно эти органы исполнительной власти станут пилотными проектами, на которых будет обкатана новая схема формирования наблюдательных советов. Непосредственно процедуру отбора кандидатур будет осуществлять Общественная палата РФ. «Мы будем вести конструктивную работу с тем или иным федеральным исполнительным органом власти на площадке правительственной комиссии», — объяснил Бречалов. Кроме того, общественные советы будут должны наблюдать за исполнением публичных деклараций руководителей министерств и ведомств. У палаты также будут функции инициировать переизбрание общественного совета, если его деятельность окажется безрезультатной. «Многое будет зависеть от их желания работать открыто», — сказал он. Первая инновация — обязательность формирования общественных советов при соответствующем обращении Общественной палаты. «Но сегодня у нас есть действующие советы, которые работают достаточно качественно, но, к сожалению, их немного», — рассказал Бречалов. В частности, кандидатуры в общественный совет при Минтруда (создан в 2013 году) предлагались Общественной палатой, экспертным советом при правительстве и самим ведомством.